18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стиль высших достижений: ар-деко в картинках, описаниях и рассуждениях

Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская». Фото: Wikimedia Commons
Вопрос о стиле ар-деко в СССР остается дискуссионным, что не мешает причислять к нему объекты вроде станции метро «Маяковская».
Фото: Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

О генезисе и различных аспектах этого международного стиля новое издание рассказывает ярко и доходчиво. В том числе на примерах из советского времени, насчет которого так до конца и не понятно — было у нас свое ар-деко или не было

Стиль невероятно популярный, в том числе в России, ар-деко, вероятно, главное художественное воплощение гедонизма в современной культуре. Его элементы время от времени вновь обретают актуальность в моде, дизайне интерьеров и даже строительстве, однако подавляющее большинство изданий о нем — переводные.

До сих пор единственным фундаментальным исследованием этой темы в России остается «Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции» Татьяны Малининой, которая подробно рассматривает французский и американский варианты стиля, а также вопрос существования его советского аналога. Все прочие публикации фокусировались на различных аспектах той же темы. Например, на взаимосвязи ар-деко и модернистских художественных течений во Франции (Алексей Петухов).

Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.
Печёнкин И. «Ар-деко. Стиль как достижение». М.: Sminex, 2021. 132 c.

Тем более важной представляется предпринятая историком архитектуры Ильей Печенкиным попытка обобщить данные о генезисе стиля, специфике его региональных вариантов и вновь вернуться к мифу о советском ар-деко. Научно-популярный характер издания тут работает только в плюс: кажется, автор нашел интонацию, позволяющую рассказать не только о явлении в истории искусства, но и — шире — об эпохе между двумя мировыми войнами. «Феномен ар-деко неотделим от истории достижений минувшего века, открывшего новое понимание пространства (при помощи океанских лайнеров, воздухоплавания, поездов и автомобилей), преодолевшего притяжение земли (одновременно посредством высотных конструкций, цеппелинов и аэропланов), осознавшего глобальность цивилизации и утопичность идеи прогресса», — пишет Печенкин во вводной части книги.

В первой главе он отмечает множественность и интернациональность истоков стиля; во второй подробно описывает Международную выставку декоративных искусств 1925 года в Париже, которая и дала название самому стилю; в третьей рассказывает о том, как достижения, представленные на той выставке, уже в следующем году оказались в США. Далее Печенкин рассуждает о том, как при идеологической несовместимости и отсутствии в СССР социальной почвы для ар-деко (стиля, возникшего как союз художника с промышленником и коммерсантом во имя прославления идей комфорта и роскоши) его элементы все-таки проникли в советскую архитектуру и отчасти в живопись.

Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго. Фото: Wikimedia Commons
Элементы интерьера небоскреба Carbide & Carbon Building в Чикаго.
Фото: Wikimedia Commons

Отдельные врезы в книге посвящены различным аспектам художественной культуры эпохи: модная иллюстрация Романа Тыртова (Эрте) и искусство «родоначальницы гламура» Тамары Лемпицка, кинематограф, джаз, мода и другие явления. Очень важно наблюдение Ильи Печенкина о том, что ар-деко «крайне проблематично считать стилем в классическом понимании: слишком широка палитра форм, приемов, сюжетов и задействованных материалов, слишком неопределима структура и иерархия этого стиля». Он предлагает говорить об особом вкусе «к геометрической чистоте большой формы, монументальность которой дополнительно подчеркивалась изысканно-тонким орнаментом; контрастным сопоставлением полированных поверхностей с разнообразными фактурами и инкрустациями».

Этот подход позволяет обосновать появление несколько спорного раздела «Вместо заключения. Почему ар-деко с нами», который объясняет неувядающую популярность стиля, в том числе у девелоперов. Немаловажная деталь: книга издана девелоперской компанией Sminex, очевидно, как часть пиар-кампании ЖК «Достижение», которому посвящена статья в самом начале. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+