18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Сюрреалистическая встреча Дали и Фрейда состоялась вновь на выставке в Вене

Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929.
Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Проект в Нижнем Бельведере «Дали — Фрейд. Одержимость» рассказывает историю встречи художника и изобретателя психоанализа, произошедшую 19 июля 1938 года в Лондоне, за год до начала Второй мировой войны, и сильно повлиявшую на творчество сюрреалиста

Отнюдь не удивительно, что встреча испанского художника Сальвадора Дали и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда стала выдающимся событием. Она произошла в Лондоне 19 июля 1938 года — за год до того, как в Европе разразилась война. Этой встрече мастера-сюрреалиста и изобретателя психоанализа посвящена выставка в Нижнем Бельведере в Вене.

Директор музея Стелла Роллинг отмечает, что их разделяли «не только разница в возрасте в 48 лет и языковой барьер, но и диаметрально противоположные взгляды на искусство». Зато оба питали «глубокий интерес к человеческой психике, ее глубинам и тайнам».

В юности Дали читал «Толкование сновидений», и Фрейд, наряду с Пабло Пикассо, был для него своего рода фигурой отца. Он долгое время мечтал познакомиться с великим австрийским психиатром.

Фрейд бежал из Вены после захвата Австрии нацистами в 1938 году и поселился в Примроуз-Хилл на севере Лондона. Дали узнал о его спешном отъезде, когда ужинал улитками. Рассказывают, что он прокричал на весь ресторан: «Череп Фрейда — улитка!»

Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне. Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне.
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

Прибыв в Лондон из Парижа, Дали договорился о встрече с великим ученым через своего покровителя (и, возможно, любовника) Эдварда Джеймса и австрийского писателя Стефана Цвейга, также покинувшего родину с приходом к власти нацистов. Подъехав к лондонскому особняку Фрейда, художник заметил во дворе велосипед. На седле лежала грелка, а на ней сидела живая улитка.

Дали привез с собой одну из недавно написанных картин, «Метаморфозы Нарцисса» (1937), чтобы показать ее психоаналитику. Во время этой долгожданной встречи они общались на французском и обнаружили, что им практически нечего сказать друг другу. Позднее художник вспоминал: «Вопреки моим надеждам, говорили мы мало, но буквально пожирали друг друга глазами». Он сосредоточился на создании портрета Фрейда с черепом в форме улитки.

Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937. Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937.
Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022

Эдвард Джеймс, также присутствовавший на встрече, вспоминал, что для него она стала «очень трогательным опытом». Восьмидесятидвухлетний Фрейд был «восхитителен» и «полон жизни, хотя время от времени и терял нить разговора из-за того, что в последнее время стал несколько туг на ухо». Что же касается Дали, то он выглядел «очень вдохновленным, его глаза буквально сияли, когда он делал набросок к портрету изобретателя психоанализа». Этот рисунок из коллекции лондонского Музея Фрейда представлен на выставке в Бельведере.

Пока Дали был поглощен рисованием, Фрейд шепнул Джеймсу: «Этот мальчик похож на фанатика. Если они все так выглядят, то нет ничего удивительного в том, что в Испании идет гражданская война». А увидев «Метаморфозы Нарцисса», отметил, что было бы «очень интересно проанализировать, что привело к созданию такой картины». К сожалению, это полотно, входящее в собрание Тейт Модерн, не удалось включить в венскую выставку, поскольку сейчас оно находится в Музее Мунка в Осло на выставке, посвященной связям между сюрреализмом и символизмом («Дикий взгляд», до 8 мая).

Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость». Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects
Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость».
Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects

Тем не менее организаторам удалось привезти в Бельведер отличную подборку из 20 картин Сальвадора Дали, в том числе «Мрачную игру» (1929) и «Лебедей, отраженных в слонах» (1937). В экспозиции также представлены графические работы и документальные материалы, рассказывающие об обстоятельствах, связанных с легендарной встречей двух великих людей ХХ века.  

Нижний Бельведер
«Дали — Фрейд. Одержимость»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+