18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сюрреалистическая встреча Дали и Фрейда состоялась вновь на выставке в Вене

Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Луис Бунюэль. Сальвадор Дали. 1929.
Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Проект в Нижнем Бельведере «Дали — Фрейд. Одержимость» рассказывает историю встречи художника и изобретателя психоанализа, произошедшую 19 июля 1938 года в Лондоне, за год до начала Второй мировой войны, и сильно повлиявшую на творчество сюрреалиста

Отнюдь не удивительно, что встреча испанского художника Сальвадора Дали и австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда стала выдающимся событием. Она произошла в Лондоне 19 июля 1938 года — за год до того, как в Европе разразилась война. Этой встрече мастера-сюрреалиста и изобретателя психоанализа посвящена выставка в Нижнем Бельведере в Вене.

Директор музея Стелла Роллинг отмечает, что их разделяли «не только разница в возрасте в 48 лет и языковой барьер, но и диаметрально противоположные взгляды на искусство». Зато оба питали «глубокий интерес к человеческой психике, ее глубинам и тайнам».

В юности Дали читал «Толкование сновидений», и Фрейд, наряду с Пабло Пикассо, был для него своего рода фигурой отца. Он долгое время мечтал познакомиться с великим австрийским психиатром.

Фрейд бежал из Вены после захвата Австрии нацистами в 1938 году и поселился в Примроуз-Хилл на севере Лондона. Дали узнал о его спешном отъезде, когда ужинал улитками. Рассказывают, что он прокричал на весь ресторан: «Череп Фрейда — улитка!»

Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне. Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022
Сальвадор Дали. «Портрет Зигмунда Фрейда». 1938. Музей Фрейда в Лондоне.
Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/Bildrecht, Vienna 2022

Прибыв в Лондон из Парижа, Дали договорился о встрече с великим ученым через своего покровителя (и, возможно, любовника) Эдварда Джеймса и австрийского писателя Стефана Цвейга, также покинувшего родину с приходом к власти нацистов. Подъехав к лондонскому особняку Фрейда, художник заметил во дворе велосипед. На седле лежала грелка, а на ней сидела живая улитка.

Дали привез с собой одну из недавно написанных картин, «Метаморфозы Нарцисса» (1937), чтобы показать ее психоаналитику. Во время этой долгожданной встречи они общались на французском и обнаружили, что им практически нечего сказать друг другу. Позднее художник вспоминал: «Вопреки моим надеждам, говорили мы мало, но буквально пожирали друг друга глазами». Он сосредоточился на создании портрета Фрейда с черепом в форме улитки.

Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937. Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022
Сальвадор Дали. «Метаморфозы Нарцисса». 1937.
Фото: © Salvador Dali, Gala-Salvador Dali Foundation/DACS, London 2022

Эдвард Джеймс, также присутствовавший на встрече, вспоминал, что для него она стала «очень трогательным опытом». Восьмидесятидвухлетний Фрейд был «восхитителен» и «полон жизни, хотя время от времени и терял нить разговора из-за того, что в последнее время стал несколько туг на ухо». Что же касается Дали, то он выглядел «очень вдохновленным, его глаза буквально сияли, когда он делал набросок к портрету изобретателя психоанализа». Этот рисунок из коллекции лондонского Музея Фрейда представлен на выставке в Бельведере.

Пока Дали был поглощен рисованием, Фрейд шепнул Джеймсу: «Этот мальчик похож на фанатика. Если они все так выглядят, то нет ничего удивительного в том, что в Испании идет гражданская война». А увидев «Метаморфозы Нарцисса», отметил, что было бы «очень интересно проанализировать, что привело к созданию такой картины». К сожалению, это полотно, входящее в собрание Тейт Модерн, не удалось включить в венскую выставку, поскольку сейчас оно находится в Музее Мунка в Осло на выставке, посвященной связям между сюрреализмом и символизмом («Дикий взгляд», до 8 мая).

Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость». Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects
Вид экспозиции «Дали — Фрейд. Одержимость».
Фото: Johannes Stoll/Belvedere, Vienna/Margula Architects

Тем не менее организаторам удалось привезти в Бельведер отличную подборку из 20 картин Сальвадора Дали, в том числе «Мрачную игру» (1929) и «Лебедей, отраженных в слонах» (1937). В экспозиции также представлены графические работы и документальные материалы, рассказывающие об обстоятельствах, связанных с легендарной встречей двух великих людей ХХ века.  

Нижний Бельведер
«Дали — Фрейд. Одержимость»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+