18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От драхмы до лепты: денежную историю Древней Греции рассказывают в Москве

Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Выставка «Сокровища Древней Греции» в Музее Международного нумизматического клуба рассказывает о богах и мифах, городах-полисах и статьях экспорта Древней Греции, и все на основе коллекции золотых античных монет, крупнейшей в России

Монеты одновременно являются свидетельствами экономического развития общества, историческими документами и произведениями искусства. Музей Международного нумизматического клуба на основе своей коллекции античных золотых монет, крупнейшей в России, рассказывает о древних греческих сокровищах, о богах и мифах, о политической структуре и статьях экспорта Древней Греции.

Выставка «Сокровища Древней Греции» расположена на нижнем этаже здания музея, палат Зиновьевых — Юсуповых, построенных в XVII веке. На потолок небольшого сводчатого зала проецируется то солнечное небо с облаками, то видимые сквозь прозрачную воду стаи дельфинов.

Греческие полисы, города-государства, были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, Причерноморье, на Крите и Кипре, в Северной Африке и Южной Италии. Каждый такой город чеканил свою монету, нередко они украшались изображением важных для местной экономики товаров — пшеничным колосом или виноградной гроздью, а также фигурами богов или героев. Однако для межполисной торговли уже с конца VI века до н.э. использовали и общую валюту — статеры-кизикины, отчеканенные из электра, смеси золота и серебра, в городе Кизик в Малой Азии. Вес и состав этих монет были стабильными два столетия, при этом вид кизикинов очень разно­образен: на монетах изображены боги, как Зевс — главный бог греческого пантеона, Аполлон с кифарой или Деметра с гроздьями винограда, мифологические существа вроде грифона, животные и даже растения. Однако все их объединяет присутствие фигурки тунца на лицевой стороне и квадратный отпечаток чекана на оборотной.

Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции». Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции».
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

В V веке до н.э. функционировала и другая денежная система, основанная на серебряных драхмах (и тетрадрахмах), которые чеканили в Афинах. При таком разнообразии возросла роль трапезитов-менял, которые могли не только подтвердить ценность монеты (есть на выставке и тетрадрахма с меткой трапезита), но и выдавали кредиты и дорожные чеки, совсем как современные банки.

Ничто так ярко не свидетельствует о смене политических эпох, как деньги. Витрина с золотыми статерами империи Александра Македонского (336–323 годы до н.э.) показывает его внимание не только к военному делу, но и к финансам, а также любовь к унификации. Все столицы завоеванных земель он повелевал называть Александриями, единый вид приняли и монеты, а головы богов на них постепенно становились все больше похожими на портрет самого Александра.

Специфика коллекции — нумизматика — диктует классические экспозиционные приемы, однако витрины с монетами дополнены мультимедийными планшетами, на которых можно увеличить и перевернуть каждую монету, и макетом древнегреческого полиса, в котором день сменяется ночью, а жители занимаются обыденными делами.  

Музей Международного нумизматического клуба
«Сокровища Древней Греции»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
5
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Неизвестного Рухина откроют свету
Сейчас экспертизу проходит архив нонконформиста Евгения Рухина, который год назад художник Ян Гинзбург (он же Ян Тамкович) выкупил у наследницы его матери. Исследование обещает пролить свет на жизнь и творчество яркой фигуры советского поп-арта
17.12.2024
Неизвестного Рухина откроют свету
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+