Традиции коллективного творчества прочно укоренены в истории искусства, а ХХ век знает немало громких арт-дуэтов: британские классики перформанса Гилберт и Джордж, мастера художественной «упаковки» Христо и Жанна-Клод, основатели соц-арта Комар и Меламид и многие другие. Часто это супружеские пары (так, в соавторстве работают Илья и Эмилия Кабаковы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, «МишМаш» — Миша Лейкин и Маша Сумнина), но бывают и исключительно творческие тандемы: Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Recycle Group в составе Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, «ЕлиКука» — Олег Елисеев и Евгений Куковеров.
И те и другие союзы время от времени распадаются, и их участники отправляются в свободное плавание. Тогда, как и в случае с музыкальными группами, чья-то сольная карьера рано или поздно идет в гору, а кто-то может никогда не достичь того успеха, которым пользовался коллектив авторов. Марина Абрамович стала живым классиком современного перформанса, собрала все возможные награды в художественном мире и удостоилась престижных музейных ретроспектив уже после того, как рассталась с художником Улаем, в том числе как с соавтором. Однако статистика арт-рынка (точнее, аукционных продаж) беспощадна: как правило, цены на произведения, созданные в тандеме, намного превышают — иногда в разы — стоимость работ тех же авторов, которые были созданы ими поодиночке.
Лидеры рейтинга «Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России» по версии The Art Newspaper Russia, опубликованного в октябре 2021 года, Виталий Комар и Александр Меламид (занимают 3-е место в списке) работали вместе на протяжении трех десятилетий, с 1972-го до середины 2000-х (примерно до 2003 года), когда поссорились и прекратили общение. Их самым дорогим произведением считается картина «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича», созданная в начале сотрудничества, в 1972 году. Она была продана на лондонском аукционе Phillips в 2010 году буквально за миллион долларов (£657,25 тыс.). И это не единичный случай. Их работы 1970–1980-х годов в стилистике соц-арта стабильно уходили на торгах в Лондоне и Нью-Йорке за сотни тысяч долларов. Впрочем, один из участников этого арт-дуэта — Александр Меламид — и в одиночку попал в десятку, то есть занял 10-е место в том же рейтинге со своей картиной «Кардинал Жозе Сарайва Мартинш» (2007), проданной на торгах Phillips в Лондоне в 2008 году за $251 тыс. (£145,25 тыс.). Однако это, скорее, исключение, подтверждающее правило. Больше в базе данных продаж его картин на публичных торгах не числится, хотя Меламид активно выставляется (в России несколько выставок прошло в галерее JART). Что касается Виталия Комара, то у него продаж на зарубежных и российских аукционах намного больше, но цены на живопись все-таки не превышают десятков тысяч долларов. Дороже всего была продана безымянная работа 1967 года на московском аукционе Vladey — за $48,7 тыс.
Среди фигурантов того же рейтинга есть и Александр Виноградов с Владимиром Дубосарским, точнее, результаты их коллективного творчества. Они заняли 6-е место в этом списке после того, как их произведение Big Paradise 1994 года ушло с молотка за $302,3 тыс. (£239,4 тыс.) на русских торгах Sotheby’s в Лондоне летом прошлого года. Они работали вместе в 1994–2014 годах, и их монументальные живописные полотна в стилистике соцреализма, часто на абсурдные или непристойные сюжеты, пользовались популярностью и отлично продавались. Кульминацией их коммерческого успеха стал 2007 год, когда картины дуэта уходили на торгах аукционного дома Phillips/Phillips de Pury за сотни с лишним тысяч фунтов. Именно тогда, в частности, был продан «Ночной фитнес» (Night Fitness) 2004 года за £132 тыс. при предварительной оценке в £15–20 тыс. Свою роль тут сыграло и то, что это был золотой период для рынка русского искусства, когда цены в принципе были на пике. Всего через семь лет каждый из художников начал строить самостоятельную творческую карьеру, у каждого из них за эти годы состоялись персональные выставки в музеях и галереях. Сейчас в московской галерее ILONA–K artspace проходит выставка Владимира Дубосарского «Дедушкины сказки», где представлены живопись и графика из серии «1001 вид моря» и проект «В мире животных» (до 22 апреля).
Что касается цен, то в последние годы живопись Дубосарского уходит почти исключительно на аукционах Vladey за $16–20 тыс., графика или тиражные работы — за десятки тысяч рублей (как и живопись малого формата на торгах «Литфонда»). Примерно тот же порядок цен мы видим и на работы Александра Виноградова, выставлявшиеся на аукционы в минувшие несколько лет.
Другой вопрос, который интересует коллекционеров не меньше: меняются ли цены на созданные в тандеме произведения после того, как творческий союз распадается? Логично предположить, что цены должны расти, ведь больше работ под этим «брендом» не появится. Однако, например, с середины 2010-х впечатляющих цен на работы Комара и Меламида на аукционах мы не видим, как, впрочем, не видим и их знаковых и значимых работ. Так что эффект повышения интереса и, как следствие, цены на работы, созданные в соавторстве, заметен обычно сразу или еще несколько лет после того, как арт-дуэт распадается. В последние годы продажи произведений тандема Виноградов — Дубосарский стабильны и в России, и за рубежом (в том смысле, что они редко остаются непроданными). Однако вне рекордов, то есть если не считать продажу на Sotheby’s прошлым летом, их работы уходят в очень широком диапазоне от $15 тыс. до $70 тыс.