Мировой объем продаж искусства и предметов старины в 2021 году постепенно восстанавливался после пандемии, однако происходило это неравномерно. Об этом говорится в отчете о состоянии рынка искусства, подготовленном Art Basel и UBS.
Глобальный оборот искусства в прошлом году составил $65,1 млрд, что на 29% больше, чем в 2020-м, и даже выше показателей удачного по всем параметрам допандемийного 2019 года ($64,1 млрд). В Азии продажи произведений искусства продолжают расти, в то время как доля Великобритании на арт-рынке сокращается до исторического минимума из-за продолжающихся проблем, связанных с Brexit. Также заметен перекос в сторону крупных игроков и супердорогого искусства: в то время как выручка ключевых аукционных домов и дилеров самого высокого уровня продолжает увеличиваться, мелкие галереи и аукционные дома, работающие в среднем и нижнем ценовом сегменте, так и не оправились от последствий пандемии.
«По мере того как спрос и продажи снова набирали обороты, стало ясно, что сдвиг в сторону онлайн-торговли практически не изменил иерархии рынка и элитный сегмент снова начал отдаляться от остального рынка», — пишет автор отчета, доктор Клэр Макэндрю. Речь идет о том, что тяжеловесы рынка — около десятка аукционных домов и галерей — продают работы порядка сотни самых известных художников за миллионы долларов. Эти продажи устанавливают рекорды, и новости о них попадают на страницы мировой прессы, формируют тренды, которые потом находят отражение в ежегодных отчетах Art Basel и UBS и им подобных, однако все это мало влияет на деятельность скромных тружеников арт-рынка. В силу того, что ковидные ограничения, принятые в 2020 году, в значительной степени были продлены и в 2021-м, больше всего (на 47%, до $26,3 млрд) продажи выросли у аукционных домов, которые на протяжении десятилетий внедряли и совершенствовали онлайн-торги, что позволило им легче и быстрее перейти на новую бизнес-модель. Сюда же можно добавить частные продажи через аукционные дома — сделки, к которым коллекционеры все чаще прибегали в период нестабильности. Это еще $4,1 млрд — на 32% больше, чем в предыдущем году.
Тем временем галереи и арт-дилеры серьезно сдали свои позиции за время пандемии из-за постоянных отмен и переносов ярмарок по всему миру и многократно увеличившейся стоимости транспортировки произведений искусства. Несмотря на это, продажи галерей все-таки выросли на 18%, до примерно $34,7 млрд, но так и не достигли уровня 2019 года. Согласно опросу, проведенному Макэндрю, 61% респондентов из 774 галеристов сообщили об увеличении объема продаж по сравнению с 2020 годом, 13% отметили стабильность показателей, 26% пожаловались на спад. Те, у кого годовой оборот составляет от $5 млн до $10 млн, продемонстрировали наибольший рост (35%); мелкие дилеры с оборотом менее $250 тыс. выросли всего на 6%.
Рынок искусства США в 2021 году уверенно восстановился: продажи произведений искусства выросли на 33% и составили чуть более $28 млрд, это немногим меньше рекордных $30 млрд в 2018-м. В результате американский рынок сохранил лидирующие позиции, а доля этой страны на мировом рынке увеличилась до 43%. В США по-прежнему больше всего миллиардеров (220 млн человек); вторым по их числу оказался Большой Китай (материковый Китай и Гонконг) — 5,8 млн человек.
Китай сохранил долю рынка на уровне 20% и стал вторым по величине рынком искусства, опередив Великобританию. Согласно отчету, с 2020 года в Китае открылось не менее 25 новых аукционных предприятий, а в 2021-м появилось около 30 новых галерей с собственными выставочными площадками и не менее 7 новых художественных учреждений. Оборот арт-рынка в Большом Китае вырос за прошлый год на 35% — до $13,4 млрд, хотя это по-прежнему на треть меньше показателя 2011 года, когда китайский рынок искусства был на пике.
Замыкает тройку лидеров Великобритания. Из-за продолжающихся сложностей, связанных с выходом из состава Европейского союза, объем продаж произведений искусства здесь достиг $11,3 млрд, что является самым низким показателем за десятилетие. Исторически Лондон сильно зависел от импорта произведений искусства, а также от сезонного притока иностранных покупателей. В прошлом году импорт снизился еще на 18%, в результате чего он сократился почти вдвое по сравнению с благополучным 2019 годом. «Топовые произведения искусства постепенно мигрируют в сторону Нью-Йорка и Гонконга», — прокомментировала Клэр Макэндрю ситуацию для The Art Newspaper. Она отмечает, что онлайн-аукционы позволяют одновременно покупать и продавать на разных рынках. «Работа может быть продана в Гонконге, но сделка будет зарегистрирована где-либо еще, если продавец того пожелает. У людей будет все больше и больше выбора в отношении того, где покупать и продавать».
Из-за того, что Великобритания ощутимо сдала свои позиции на арт-рынке, выиграли не только центры торговли в США и Азии, но и локальные европейские рынки, прежде всего Франция и Германия. После падения в 2020 году более чем на 30% в 2021-м продажи во Франции выросли, увеличившись на 50%, до $4,7 млрд (это самый высокий показатель за десять лет).
Онлайн-продажи в прошлом году в целом выросли на 7%, составив примерно $13,3 млрд, хотя в процентном соотношении это меньшая доля рынка, чем $12,4 млрд в 2020-м, когда они составляли четверть от общего оборота.
Появился в отчете и новый раздел — NFT-искусство, о котором так много говорили в прошлом, 2021 году. Макэндрю отмечает, что это рынок в высшей степени спекулятивный: произведения NFT-арта находятся в собственности чуть более месяца, прежде чем их перепродают. Рынок NFT, связанных с искусством, вырос более чем в 100 раз в 2021 году до суммы в $2,6 млрд. Большая часть этих денег была заработана за пределами традиционных каналов аукционных домов и галерей.
Насколько NFT-арт — длинный тренд, покажет время. В отчете освещаются некоторые юридические проблемы, связанные с NFT, в том числе «фиктивная торговля» (искусственное увеличение стоимости предмета за счет участия в обеих сторонах транзакции), отмывание денег и кража интеллектуальной собственности. Пока что эти проблемы, кажется, не слишком волнуют коллекционеров: в 2021 году 74% опрошенных коллекционеров традиционного искусства с высоким уровнем дохода (HNW) приобрели художественные NFT со средней стоимостью $9 тыс. каждый.
В целом рынок цифрового искусства растет прежде всего за счет молодых коллекционеров. С точки зрения стоимости доминировать продолжают традиционные произведения искусства, а на цифровое искусство в прошлом году пришлось лишь 11% расходов коллекционеров с высоким уровнем дохода. Свыше половины опрошенных состоятельных коллекционеров (56%) сообщили о своем намерении приобретать цифровое искусство в 2022 году; больше всего таких оказалось среди коллекционеров-миллениалов (61%), а территориально — на Тайване (71%), в Сингапуре (62%) и в Великобритании (61%).
Влияние на арт-рынок спецоперации российских Вооруженных сил на Украине и последовавшие за ее началом санкции в отношении России и представителей российского крупного бизнеса также затронуты в отчете Art Basel и UBS. Помимо экономических последствий, которые, вероятно, будут далекоидущими, пока неясно, как санкции в отношении российских олигархов повлияют на спрос на произведения искусства, а также регулирование арт-рынка. В отчете, в частности, поднимается вопрос о том, будут ли использоваться юридические лазейки, позволяющие инвестировать тем, кто оказался под санкциями (например, в NFT).
По мнению Клэр Макэндрю, повышение цен на нефть и рост инфляции могут и будут побуждать к тому, чтобы вкладывать деньги в произведения искусства, однако в целом нынешняя атмосфера на арт-рынке тягостная. «Мы уже наблюдали подобное после мирового финансового кризиса, когда казалось, что сейчас неподходящее время для действительно дорогих покупок или для того, чтобы публично рассказывать о том, что вы только что приобрели, — говорит она. — В 2021 году царил оптимизм — в первые месяцы 2022 года настроение резко изменилось».