18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ноль-объект: 7 экспозиций, где показано ничто

В Художественном музее KUMU (Таллин) идет выставка концептуального искусства советского времени — без единого экспоната. Вспоминаем и другие проекты, где ничего не показывают, и разбираемся, так ли они «пусты», как кажутся

Концептуализм научил нас, что произведение искусства может существовать в виде идеи, не имея материального воплощения. Впрочем, идею тоже можно демонстрировать — даже в совершенно пустом пространстве или за закрытыми дверями галереи. Сделать идею видимой, ощутимой позволяют контекст и убедительность авторского замысла. Их уникальная комбинация обусловливает неповторимость каждой экспозиции без экспонатов. История «‎пустых» выставок и инсталляций насчитывает более полувека. Для этого материала мы отобрали семь проектов, показывающих, насколько красноречивы бывают пустота и отсутствие. А название позаимствовали у «ноль-объекта» — обыкновенного отверстия в выставочном стенде, которое ленинградские художники Тимур Новиков и Иван Сотников в 1982 году объявили своим произведением.

Ив Кляйн. «‎Пустота» («‎Специализация чувствительности в первичном материальном состоянии до стабилизированной живописной чувствительности»‎). Galerie Iris Clert, Париж, 1958

28 апреля 1958 года почти 3 тыс. человек толпились перед входом в галерею Ирис Клер в Париже, чтобы увидеть новую выставку Ива Кляйна, который уже прославился монохромными картинами фирменного синего цвета. Открытие было подготовлено с помпой: у входа в галерею, под синим навесом, стояли гвардейцы в парадной форме; гостям подавали коктейли из знаменитого ресторана La Coupole с особым красителем, после которого те мочились синим; реклама выставки была размещена на уличных щитах и в художественных журналах; в честь вернисажа планировалось даже подсветить синим луксорский обелиск на площади Согласия, однако в последний момент разрешение властей на реализацию этой задумки было аннулировано. Войдя внутрь, посетители обнаруживали пустое помещение с одной-единственной, тоже пустой, витриной. Все было выкрашено белой краской. Находясь под влиянием различных медитативных и эзотерических практик, Кляйн чувствовал, что способен пробудить в зрителях особую восприимчивость к пустому пространству галереи, хранящему, как ему казалось, невидимый и неосязаемый дух живописи. Идею оценил писатель и философ Альбер Камю, написавший в книге отзывов: «‎Сила — в пустоте».

Ив Кляйн. «‎Пустота». Galerie Iris Clert, Париж, 1958. Фото: The Estate of Yves Klein c/o ADAGP, Paris
Ив Кляйн. «‎Пустота». Galerie Iris Clert, Париж, 1958.
Фото: The Estate of Yves Klein c/o ADAGP, Paris
Даниель Бюрен. Galleria Apollinaire, Милан, 1968. Роберт Барри. Eugenia Butler Gallery, Лос-Анджелес, 1970

В годы расцвета концептуализма сразу два художника предложили зрителю посмотреть не на искусство, а на его вместилище, причем на этот раз не изнутри, а снаружи. Так, Даниель Бюрен в октябре 1968 года в рамках персональной выставки перекрыл вход в галерею Apollinaire бумажным полотном с чередующимися бело-зелеными полосами, а Роберт Барри в марте 1970-го закрыл галерею Юджинии Батлер — «‎на время выставки», как гласила‎ размещенная снаружи табличка. ‎Таким образом художники критиковали традиционную систему показа искусства. Как отметил позднее критик Брайан О’Догерти в эссе «‎Внутри белого куба», хотя зритель и не может физически войти в закрытую галерею, туда может проникнуть‎ его интеллект, с тем чтобы осмыслить окружающее пространство.

Художник Даниэль Бюрен и арт-дилер Гвидо Ле Ночи у галереи Apollinaire. 1968. Фото: Daniel Buren/ADAGP, Paris
Художник Даниэль Бюрен и арт-дилер Гвидо Ле Ночи у галереи Apollinaire. 1968.
Фото: Daniel Buren/ADAGP, Paris
Мартин Крид. «‎Произведение № 227: свет включается и выключается»‎. Галерея Тейт, Лондон, 2001

Казалось бы, после легендарных проектов Ива Кляйна и классиков концептуализма пустой выставочный зал едва ли может удивить искушенного зрителя. Тем не менее на выставке номинантов Премии Тёрнера в 2001 году фурор произвела работа Мартина Крида, представляющая собой пустой зал, где непрерывно, с интервалом в 5 секунд, включается и выключается свет (к слову, нередко можно встретить информацию, что именно за эту работу Крид стал лауреатом премии, однако это не так). Нарочито незамысловатое произведение призвано сбить зрителя с толку, перевернув с ног на голову привычный для него опыт посещения музея. «‎Мигающее» с заданной частотой помещение обостряет зрительское восприятие времени, пространства и тех элементов обыденности, которые обычно ускользают от внимания. Так, находясь внутри этой инсталляции, начинаешь смотреть на стены, которые обычно служат лишь фоном. По этой причине «‎Произведение № 227» нередко сравнивают с музыкальной пьесой Джона Кейджа «‎4’33”» (1952), при исполнении которой инструменты просто молчат — предполагается, что зрители прислушаются к звукам, которыми наполнена окружающая среда.

Мартин Крид. «‎Произведение № 227: свет включается и выключается»‎. Фото: Tate
Мартин Крид. «‎Произведение № 227: свет включается и выключается»‎.
Фото: Tate
Сантьяго Сьерра. Проект для испанского павильона на 50-й Венецианской биеннале. Венеция, 2003

В задачи любой современной международной мегавыставки входит децентрализация искусства, размытие границ между локальными арт-сценами. В этом свете национальные павильоны, играющие важную роль в структуре Венецианской биеннале, кажутся анахронизмом, а потому часто подвергаются критике со стороны художников и кураторов, которые их же и представляют. Язвительное высказывание по поводу чувства национальной гордости и исключительности, которое пестуется в этих павильонах, явил на биеннале 2003 года испанский художник Сантьяго Сьерра. Он затянул черной полиэтиленовой пленкой надпись «‎Испания» над входом‎ в павильон, а сам проход перекрыл кирпичной стеной. В помещение можно было войти с черного хода, но только при предъявлении испанского паспорта — за этим следила пара суровых охранников. Впрочем, внутри глазам посетителей открывалось лишь то, что осталось от демонтажа предыдущего проекта.

Сантьяго Сьерра. Проект для испанского павильона на 50-й Венецианской биеннале. Венеция, 2003. Фото: Rosa Martinez
Сантьяго Сьерра. Проект для испанского павильона на 50-й Венецианской биеннале. Венеция, 2003.
Фото: Rosa Martinez
Выставка «‎Пустоты: ретроспектива». Центр Жоржа Помпиду, Париж, 2009; Кунстхалле, Берн, 2009

В 2009 году группа амбициозных кураторов последовательно представила в Центре Помпиду и бернском Кунстхалле проект, реконструирующий сразу несколько выставок, где ничего не было показано. Экстравагантный реэнактмент в полной мере продемонстрировал парадоксы репрезентации пустоты. С одной стороны, он представлял собой лишь последовательность пустых залов без каких-либо отличительных признаков, с другой — напоминал, что каждая из реконструированных «‎пустот» возникла в уникальном контексте и выражала собственную концепцию. Один из залов, например, был посвящен проекту Марии Айхорн «‎Деньги Кунстхалле в Берне»‎ (2001), в рамках которого она пустила весь выставочный бюджет на восстановление помещения, где должна была проходить выставка, и вместо произведений художницы посетители видели рабочих, делавших ремонт. В другом зале была «‎воссоздана»‎ концепция Романа Ондака. В 2006 году посетители его выставки волей-неволей начинали искать в пустом помещении подслушивающее устройство, которое, согласно экспликации, якобы было там спрятано. Разумеется, на ретроспективе не обошлось и без посвящений Иву Кляйну и Роберту Барри.

Инсталляция-посвящение художнику Роберту Барри. Kunsthalle Bern, 2009. Фото: Kunsthalle Bern
Инсталляция-посвящение художнику Роберту Барри. Kunsthalle Bern, 2009.
Фото: Kunsthalle Bern
Юрий Альберт/Екатерина Деготь. «Что этим хотел сказать художник?‎». Московский музей современного искусства, Москва, 2013

Ретроспектива Юрия Альберта, курируемая Екатериной Деготь, была открыта без произведений — их заменяли тексты-описания, подготовленные критиками и другими художниками (как они думали, для каталога). Зрителю ничего не оставалось, кроме как мысленно реконструировать произведения согласно экспликациям. По мере работы выставки экспликации постепенно уступали место самим объектам, однако зрители при этом лишались привычных «‎подсказок», объясняющих произведения. ‎Проект, таким образом, подрывал привычные выставочные условности. К слову, у Альберта есть и ряд неосуществленных проектов, связанных с репрезентацией «‎отсутствия». Художник, к примеру, предлагает в том или ином музее перевернуть картину лицом к стене, уведомив посетителей, что они не могут видеть ее точно так же, как и посетители другого музея (в котором то же самое проделано с другой картиной). А, скажем, для «‎Балтийской биеннале — 96» Альберт предложил проект воображаемой выставки «‎Новое дегенеративное искусство»‎. По задумке автора выставка должна была получить широкое освещение, людям бы рассылались приглашения на вернисаж, однако в действительности ее бы просто не существовало.

Вид экспозиции «Что этим хотел сказать художник?». 2013. Фото: Ольга Данилкина
Вид экспозиции «Что этим хотел сказать художник?». 2013.
Фото: Ольга Данилкина
«‎Умозрительные картины». Художественный музей KUMU, Таллин, 2022

Экспозиция «‎Умозрительные картины»‎, посвященная диалогу русского и прибалтийского нонконформистского искусства 1970–1980-х годов, должна была выглядеть вполне «‎нормально» и традиционно, однако изменившийся социополитический контекст заставил кураторов пересмотреть концепцию. В результате выставка была открыта без произведений — они отмечены лишь тенями на стенах (при этом этикетаж и сопроводительные тексты остались на месте). Пустой зал в данном случае предстает своеобразным эквивалентом ‎минуты молчания по поводу событий на Украине. Важно подчеркнуть, что открытие выставки без экспонатов не является попыткой «‎закэнселить» ‎русских художников: в дальнейшем ее покажут в полном объеме.

Вид экспозиции «Умозрительные картины» без произведений.  Художественный музей KUMU, Таллин, 2022. Фото: ERR
Вид экспозиции «Умозрительные картины» без произведений. Художественный музей KUMU, Таллин, 2022.
Фото: ERR
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+