18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Райский уголок» Уильяма Морриса стал более похожим на себя

Усадьба Келмскотт. Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
Усадьба Келмскотт.
Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Окруженная холмами Котсуолд-Хилз усадьба Келмскотт, принадлежавшая знаменитому дизайнеру, вновь открыта для посещения после двухлетней реставрации

Английский дизайнер, художник, поэт и политический деятель Уильям Моррис (1834–1896) называл усадьбу Келмскотт — загородный дом из серебристого камня в графстве Оксфордшир — «раем на земле». До недавнего времени посетители дома видели комнату его жены Джейн ровно такой, какой она представляется большинству. По словам куратора Кэти Хаслем, это был «вихрь из ив». Комната была оклеена обоями с популярным по сей день узором «ивовая ветвь», при создании которого Моррис вдохновлялся деревьями, растущими неподалеку на берегах Темзы. На одной из стен висел портрет Джейн в обрамлении ивовых ветвей, написанный Эдвардом Фэрфаксом Мюрреем по картине Данте Габриэля Россетти. Однако новое исследование, проведенное в рамках £4,3-миллионного проекта по реставрации Келмскотта, показало, что это убранство, пусть и правдоподобное, не имеет ничего общего с оригинальным.

Данте Габриэль Россетти. «Синее шелковое платье». Портрет Джейн Моррис. 1868. Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
Данте Габриэль Россетти. «Синее шелковое платье». Портрет Джейн Моррис. 1868.
Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor

Построенная в XVII веке усадьба семьи Моррис и группа примыкающих к ней хозяйственных построек со статусом объекта культурного наследия с апреля вновь открыты для публики после завершения большого реставрационно-консервационного проекта. Благодаря ему, в частности, на территории усадьбы появились новые объекты инфраструктуры, в том числе образовательный центр в здании с соломенной крышей. Фонд лотереи «Культурное наследие» выделил грант на реализацию этого проекта в октябре 2018 года. Содержимое всех комнат в доме разобрали, изучили и пересобрали экспозицию заново. Утраченные элементы восстановили с использованием традиционных материалов, популяризацией которых занимался Моррис, основавший в 1877 году Общество защиты старинных зданий.

Картины, фотографии, дневники и письма помогли исследователям идентифицировать предметы, обретавшиеся в хранилище с 1960-х годов, когда Келмскотт перешел в собственность Королевского общества древностей. Первоначально, в 1939 году, здание и его содержимое получил в наследство от Мэй Моррис, дочери знаменитого художника, Оксфордский университет, но после 20 лет безуспешных попыток найти арендаторов, которые довольствовались бы домом без электричества и современных удобств, вуз заявил, что больше не в состоянии содержать его.

Интерьеры усадьбы. Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
Интерьеры усадьбы.
Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor

В число находок, которые можно увидеть в обновленной экспозиции, входят доска для игры в нарды, замаскированная под книгу в кожаном переплете, и подсвечники — их удалось идентифицировать по описанию разливающих мягкий свет вечерних свечей на шеффилдском серебре. Как выяснилось, кажущаяся простота некоторых задач была обманчивой, и современные реставраторы теперь вполне поняли рабочих, которые в 1960-е годы предприняли попытку заменить лишь одну ступеньку винтовой лестницы, в результате чего обвалилась вся конструкция.

Сегодня «зеленая комната» Джейн стала гораздо зеленее — после того, как по хлопьям краски с обнаруженного деревянного обрамления камина, созданного по проекту Филипа Уэбба, установили его первоначальный темно-зеленый оттенок. Однако для того, чтобы вернуть обрамление на место, пришлось переделывать потолок, который настолько просел за минувшие годы, что оно перестало помещаться.

Спальня. Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
Спальня.
Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor

Именно вокруг спальни Джейн разворачивалась печальная история этого дома — ее роман с Россетти, который арендовал усадьбу Келмскотт совместно с супругами в 1871 году. Моррис хотел сохранить в тайне растущее чувство между двумя его самыми любимыми людьми. Россетти остался и создавал чувственные графические и живописные портреты Джейн, в то время как Моррис отправился исследовать дикие пейзажи Исландии, по пути собирая саги и изучая традиционные ремесла. Общаться с Россетти становилось все сложнее, и в итоге и роман и дружба сошли на нет; брак не распался.

После реконструкции спальня больше не имеет ничего общего с «ивовым шатром». На замечательных фотографиях Фредерика Эванса, сделанных по заказу Морриса за несколько месяцев до смерти последнего, видно, что кровать с балдахином (на которой будущий художник родился) была драпирована ситцем с игривым набивным рисунком, который теперь воссоздали вместе с тяжелой бахромой по краю. Стены действительно оклеены обоями с узором Морриса, но это более яркий «Синий фрукт», отпечатанный по специальному заказу с оригинальных деревянных блоков. Сейчас интерьер куда ближе к викторианским представлениям о комфорте.

Усадьба Келмскотт. Вид с высоты. Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor
Усадьба Келмскотт. Вид с высоты.
Фото: Society of Antiquaries of London/Kelmscott Manor

Келмскотт на удивление отдаленное место, где есть паб, но нет ни школы, ни общественного транспорта. Деньги от лотереи — а с ними и перспектива увеличения времени работы усадьбы, и ожидаемый рост посещаемости, — вызвали обеспокоенность некоторых местных жителей и даже страх, что их деревню превратят в Диснейленд. На одних воротах висят целых три таблички с требованием не парковаться на выезде. Управляющий усадьбой Гэвин Уильямс надеется, что со временем при помощи электрических шаттлов усадьбу свяжут с соседним городком Фарингдон, до которого хотя бы ходит автобус. Он уверяет, что посетителей обяжут парковаться на подъезде к деревне и что все местные жители на самом деле полностью поддерживают проект. 

Жена и муза основателя «Искусств и ремесел»

Джейн Моррис. Фото: John Robert Parsons/National Portrait Gallery, London
Джейн Моррис.
Фото: John Robert Parsons/National Portrait Gallery, London

Джейн Моррис (1839–1914), в девичестве Бёрден, происходила из бедной семьи, жившей в Оксфорде. Ее отец служил конюхом, а мать одно время нанималась в состоятельные дома в качестве прислуги. Их дочери Джейн и Элизабет получили в детстве лишь самое минимальное образование. Однако обе, в особенности Джейн, отличались редкой, своеобразной красотой, которая была замечена двумя художниками из Братства прерафаэлитов — Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Джейн Бёрден послужила моделью для целого ряда их картин. Писал ее портрет и Уильям Моррис, друг и соратник прерафаэлитов. Он сделал ей предложение руки и сердца, и они обвенчались в 1859 году. Мемуаристы отмечали, что Джейн Моррис была склонна к самообразованию и самовоспитанию: она много читала, училась языкам, музицированию, хорошим манерам. Хотя роман с Россетти едва не разрушил ее семейную жизнь, в итоге она прожила с мужем до конца его дней.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+