18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На финской таможне задержали картины из российских музеев

Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Таможенники полагали, что в машинах мог находиться груз, подпадающий под санкции, в то время как в них перевозили произведения из петербургских музеев, возвращавшиеся с выставки в Милане

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил, что на финско-российской границе задержаны экспонаты из российских музеев.

На официальном сайте таможни Финляндии сегодня был опубликован краткий пресс-релиз, в котором говорится о задержании на пограничном пункте в Ваалимаа 2 и 3 апреля следовавшего в Россию транспорта. «Таможня начала предварительное расследование по делам о правонарушениях с отягчающими обстоятельствами… Таможенные органы подозревают, что грузы содержат товары, подпадающие под действие санкций», — говорится в пресс-релизе. Сообщается также, что груз конфискован и «финская таможня применяет санкции к товарам как орган исполнительной власти».

Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839. Фото: Gallerie D'Italia
Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839.
Фото: Gallerie D'Italia

Как пишет ТАСС со ссылкой на Михаила Швыдкого, задержка фургонов связана с проведением дополнительных бюрократических процедур, вызванных введением нового пакета санкций, затрагивающих куплю-продажу антиквариата. «Это не имеет отношения к тому, что находилось на выставках, — цитирует его агентство. — Российские произведения, возвращающиеся из разных стран после завершения выставочных проектов, будут возвращены на родину после проведения ряда бюрократических процедур».

Большинство российских изданий и Telegram-каналов, опубликовавших эту новость, решили, что речь идет о шедеврах импрессионистов из коллекции Морозовых, находившихся на выставке в Фонде Louis Vuitton в Париже, о судьбе которой в последние недели идут активные споры. Однако эта выставка закрылась лишь вчера, и вряд ли ее успели даже демонтировать, не говоря уже о том, чтобы доставить в Финляндию. Позже издание «Фонтанка» сообщило со ссылкой на свои источники, что речь идет о проекте «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в миланской Gallerie D’Italia, где гастролировали вещи из Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и других российских музейных собраний.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821. Фото: Государственный Эрмитаж
Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821.
Фото: Государственный Эрмитаж

Произведения, которые задержаны финнами, уже обсуждались в итальянской и российской прессе, когда 10 марта было объявлено, что Эрмитаж запросил у музеев Италии, включая миланскую площадку Gallerie D’Italia, досрочно вернуть картины с временных выставок. По словам итальянской стороны, тогда речь шла о конце марта. Сообщалось, что с экспозиции в Gallerie D’Italia пришлось бы снять более 20 произведений, сократив срок их пребывания на выставке на неделю. Однако уже 14 марта петербургский музей отменил решение о незамедлительном возврате своих экспонатов. Другие работы из собрания Эрмитажа и Русского музея, включая картины Василия Кандинского, Пабло Пикассо и Тициана, пока остаются в Италии до официального срока окончания выставок.

Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Выставка «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» проходила в Милане с 19 ноября 2021 года по 27 марта 2022 года. Ее темой являлся гранд-тур — обычай европейской аристократической молодежи из разных стран в XVIII–XIX веках совершать образовательное путешествие по континенту с обязательным посещением достопримечательностей Италии. Выставка создавалась Gallerie D’Italia — музейной сетью банка Intesa Sanpaolo — в партнерстве с Неаполитанским национальным археологическим музеем и Государственным Эрмитажем.

Российские музеи явились важным источником экспонатов для проекта (23 произведения из 130), поскольку одним из самых хорошо задокументированных гранд-туров является путешествие в 1781 году графа и графини Северных (под этими псевдонимами скрывались великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, и его супруга, великая княгиня Мария Федоровна). За время путешествия, длившегося 14 месяцев, чета приобрела множество произведений искусства, до сих пор хранящихся в бывших императорских резиденциях Санкт-Петербурга и пригородов.

Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782. Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Согласно списку экспонатов миланской выставки, из российских музеев происходят, в частности, полотно Абрахама-Луи-Родольфа Дюкро «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме» (1782) и парная к нему работа, изображающая их же во время визита в грот Нептуна в Тиволи (ГМЗ «Павловск»), «Портрет Николая Юсупова с собакой» (1786–1789, ГЭ) работы Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Портрет графа Гурьева» (1821, ГЭ) кисти Жана Огюста Доминика Энгра, «Автопортрет» (1800, ГЭ) Элизабет Виже-Лебрен, скульптура «Амур» (1792–1795, ГЭ) Антонио Кановы и другие произведения.

Как сообщили позднее в пресс-службе Министерства культуры РФ, экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии. Помимо упомянутой выше, это выставка «Форма бесконечности» в Музее современного искусства в Удине (16 октября 2021 года — 23 марта 2022 года). В экспозиции были представлены работы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока.

Кроме того, в число экспонатов, проходящих таможенную проверку, входят художественные произведения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Художественном музее города Тиба.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+