18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На финской таможне задержали картины из российских музеев

Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Таможенники полагали, что в машинах мог находиться груз, подпадающий под санкции, в то время как в них перевозили произведения из петербургских музеев, возвращавшиеся с выставки в Милане

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил, что на финско-российской границе задержаны экспонаты из российских музеев.

На официальном сайте таможни Финляндии сегодня был опубликован краткий пресс-релиз, в котором говорится о задержании на пограничном пункте в Ваалимаа 2 и 3 апреля следовавшего в Россию транспорта. «Таможня начала предварительное расследование по делам о правонарушениях с отягчающими обстоятельствами… Таможенные органы подозревают, что грузы содержат товары, подпадающие под действие санкций», — говорится в пресс-релизе. Сообщается также, что груз конфискован и «финская таможня применяет санкции к товарам как орган исполнительной власти».

Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839. Фото: Gallerie D'Italia
Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839.
Фото: Gallerie D'Italia

Как пишет ТАСС со ссылкой на Михаила Швыдкого, задержка фургонов связана с проведением дополнительных бюрократических процедур, вызванных введением нового пакета санкций, затрагивающих куплю-продажу антиквариата. «Это не имеет отношения к тому, что находилось на выставках, — цитирует его агентство. — Российские произведения, возвращающиеся из разных стран после завершения выставочных проектов, будут возвращены на родину после проведения ряда бюрократических процедур».

Большинство российских изданий и Telegram-каналов, опубликовавших эту новость, решили, что речь идет о шедеврах импрессионистов из коллекции Морозовых, находившихся на выставке в Фонде Louis Vuitton в Париже, о судьбе которой в последние недели идут активные споры. Однако эта выставка закрылась лишь вчера, и вряд ли ее успели даже демонтировать, не говоря уже о том, чтобы доставить в Финляндию. Позже издание «Фонтанка» сообщило со ссылкой на свои источники, что речь идет о проекте «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в миланской Gallerie D’Italia, где гастролировали вещи из Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и других российских музейных собраний.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821. Фото: Государственный Эрмитаж
Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821.
Фото: Государственный Эрмитаж

Произведения, которые задержаны финнами, уже обсуждались в итальянской и российской прессе, когда 10 марта было объявлено, что Эрмитаж запросил у музеев Италии, включая миланскую площадку Gallerie D’Italia, досрочно вернуть картины с временных выставок. По словам итальянской стороны, тогда речь шла о конце марта. Сообщалось, что с экспозиции в Gallerie D’Italia пришлось бы снять более 20 произведений, сократив срок их пребывания на выставке на неделю. Однако уже 14 марта петербургский музей отменил решение о незамедлительном возврате своих экспонатов. Другие работы из собрания Эрмитажа и Русского музея, включая картины Василия Кандинского, Пабло Пикассо и Тициана, пока остаются в Италии до официального срока окончания выставок.

Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Выставка «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» проходила в Милане с 19 ноября 2021 года по 27 марта 2022 года. Ее темой являлся гранд-тур — обычай европейской аристократической молодежи из разных стран в XVIII–XIX веках совершать образовательное путешествие по континенту с обязательным посещением достопримечательностей Италии. Выставка создавалась Gallerie D’Italia — музейной сетью банка Intesa Sanpaolo — в партнерстве с Неаполитанским национальным археологическим музеем и Государственным Эрмитажем.

Российские музеи явились важным источником экспонатов для проекта (23 произведения из 130), поскольку одним из самых хорошо задокументированных гранд-туров является путешествие в 1781 году графа и графини Северных (под этими псевдонимами скрывались великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, и его супруга, великая княгиня Мария Федоровна). За время путешествия, длившегося 14 месяцев, чета приобрела множество произведений искусства, до сих пор хранящихся в бывших императорских резиденциях Санкт-Петербурга и пригородов.

Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782. Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Согласно списку экспонатов миланской выставки, из российских музеев происходят, в частности, полотно Абрахама-Луи-Родольфа Дюкро «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме» (1782) и парная к нему работа, изображающая их же во время визита в грот Нептуна в Тиволи (ГМЗ «Павловск»), «Портрет Николая Юсупова с собакой» (1786–1789, ГЭ) работы Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Портрет графа Гурьева» (1821, ГЭ) кисти Жана Огюста Доминика Энгра, «Автопортрет» (1800, ГЭ) Элизабет Виже-Лебрен, скульптура «Амур» (1792–1795, ГЭ) Антонио Кановы и другие произведения.

Как сообщили позднее в пресс-службе Министерства культуры РФ, экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии. Помимо упомянутой выше, это выставка «Форма бесконечности» в Музее современного искусства в Удине (16 октября 2021 года — 23 марта 2022 года). В экспозиции были представлены работы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока.

Кроме того, в число экспонатов, проходящих таможенную проверку, входят художественные произведения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Художественном музее города Тиба.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+