18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Животный инстинкт Фрэнсиса Бэкона выявили в Лондоне

Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 1991. Фрагмент. Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 1991. Фрагмент.
Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Выставка в Королевской академии «Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь» посвящена увлечению живописца животными. Впервые в одной экспозиции удалось собрать все картины Бэкона из серии с корридой

«Фрэнсис много думал о животных и о животном аспекте человека. Мы, конечно, можем носить деловые костюмы, но животные инстинкты в нас по-прежнему очень сильны. Мы так же подвластны страху, похоти и ярости». По словам Майкла Пеппиатта, эта мысль легла в основу выставки в Королевской академии художеств, которую он организовал совместно с куратором институции Сарой Леа. Экспозиция «Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь» посвящена увлечению художника животными.

Пеппиатт — биограф и конфидент Бэкона — является, пожалуй, самым активным популяризатором творчества художника после его смерти в 1992 году. «Я знаю, что его интересовали животные инстинкты, в том числе у человека. Пересматривая его творчество, я заметил, что это целый отдельный мотив в интересах и воображении Бэкона, и он до сих пор остается практически не изученным», — рассказывает он.

В экспозицию вошли не только непосредственно картины с животными, такие как посвященная корриде серия 1969 года, но и изображения искаженных и страдающих людей, носящие более символический характер, в том числе «Голова VI» (1949) из серии «Кричащий папа», и диковинные гибридные фигуры, встречающиеся на его ранних распятиях и произведениях 1980-х годов, вдохновленных классической древнегреческой трагедией.

Пеппиатт познакомился с Бэконом в начале 1960-х и оставался близким другом художника до самой его смерти. Он считает, что, хотя Бэкон и вел исключительно городской и декадентский образ жизни, о чем широко известно, на самом деле это была своеобразная реакция на деревенскую жизнь его детства (его отец был отставным военным и переехал в Ирландию, чтобы дрессировать скаковых лошадей), о презрении к которой он позднее много говорил.

Фрэнсис Бэкон. «Магдалена». 1945-1946. Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
Фрэнсис Бэкон. «Магдалена». 1945-1946.
Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021

«Он восставал против обстоятельств своего детства и с презрением отвергал их, но он родился не в баре в Сохо, а в дикой деревенской Ирландии, в окружении природы, — замечает Пеппиатт. — Животные и животное поведение оставались с ним, пусть даже у него и была аллергия на лошадей и собак. Это моя догадка, но я считаю, что он хорошо знал реакции животных, то, как они встают на дыбы и фыркают, и он видел жизнь через призму животных и их поведения».

Пеппиатт рассказывает, что им удалось собрать в экспозиции все работы Бэкона с корридой (в том числе последнюю картину, написанную в 1991 году). В каталоге выставки он называет эту серию «одной из самых непосредственных и мощных встреч человека со зверем во всем его творчестве». Пеппиатт, разумеется, учитывает неодобрение кровавых видов спорта в современной культуре, но Бэкона, по его словам, «глубоко волновало это зрелище». «Думаю, все это его будоражило: опасность, кровь, смелость. Он говорил, что бой быков — это „великолепный аперитив к сексу“». По его мнению, не менее важно, что обращение к образам корриды позволяло Бэкону напрямую обратиться к Пабло Пикассо — художнику, который пугал его. «Он был одержим Пикассо, — вспоминает Пеппиатт. — Однажды он неожиданно признался: „Мне приходится постоянно держать в голове Пикассо, с этим ничего не поделать“». Однако художники не были знакомы. «Бэкон не хотел личной встречи с Пикассо, и я понимаю почему, — говорит Пеппиатт. — Если бы на ринге вдруг оказались два этих тяжеловеса, кто знает, чем бы это закончилось». 

Королевская академия художеств, Лондон
«Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь»
До 17 апреля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+