18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Животный инстинкт Фрэнсиса Бэкона выявили в Лондоне

Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 1991. Фрагмент. Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
Фрэнсис Бэкон. «Эскиз быка». 1991. Фрагмент.
Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Выставка в Королевской академии «Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь» посвящена увлечению живописца животными. Впервые в одной экспозиции удалось собрать все картины Бэкона из серии с корридой

«Фрэнсис много думал о животных и о животном аспекте человека. Мы, конечно, можем носить деловые костюмы, но животные инстинкты в нас по-прежнему очень сильны. Мы так же подвластны страху, похоти и ярости». По словам Майкла Пеппиатта, эта мысль легла в основу выставки в Королевской академии художеств, которую он организовал совместно с куратором институции Сарой Леа. Экспозиция «Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь» посвящена увлечению художника животными.

Пеппиатт — биограф и конфидент Бэкона — является, пожалуй, самым активным популяризатором творчества художника после его смерти в 1992 году. «Я знаю, что его интересовали животные инстинкты, в том числе у человека. Пересматривая его творчество, я заметил, что это целый отдельный мотив в интересах и воображении Бэкона, и он до сих пор остается практически не изученным», — рассказывает он.

В экспозицию вошли не только непосредственно картины с животными, такие как посвященная корриде серия 1969 года, но и изображения искаженных и страдающих людей, носящие более символический характер, в том числе «Голова VI» (1949) из серии «Кричащий папа», и диковинные гибридные фигуры, встречающиеся на его ранних распятиях и произведениях 1980-х годов, вдохновленных классической древнегреческой трагедией.

Пеппиатт познакомился с Бэконом в начале 1960-х и оставался близким другом художника до самой его смерти. Он считает, что, хотя Бэкон и вел исключительно городской и декадентский образ жизни, о чем широко известно, на самом деле это была своеобразная реакция на деревенскую жизнь его детства (его отец был отставным военным и переехал в Ирландию, чтобы дрессировать скаковых лошадей), о презрении к которой он позднее много говорил.

Фрэнсис Бэкон. «Магдалена». 1945-1946. Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021
Фрэнсис Бэкон. «Магдалена». 1945-1946.
Фото: © The Estate of Francis Bacon. All rights reserved, DACS/Artimage 2021

«Он восставал против обстоятельств своего детства и с презрением отвергал их, но он родился не в баре в Сохо, а в дикой деревенской Ирландии, в окружении природы, — замечает Пеппиатт. — Животные и животное поведение оставались с ним, пусть даже у него и была аллергия на лошадей и собак. Это моя догадка, но я считаю, что он хорошо знал реакции животных, то, как они встают на дыбы и фыркают, и он видел жизнь через призму животных и их поведения».

Пеппиатт рассказывает, что им удалось собрать в экспозиции все работы Бэкона с корридой (в том числе последнюю картину, написанную в 1991 году). В каталоге выставки он называет эту серию «одной из самых непосредственных и мощных встреч человека со зверем во всем его творчестве». Пеппиатт, разумеется, учитывает неодобрение кровавых видов спорта в современной культуре, но Бэкона, по его словам, «глубоко волновало это зрелище». «Думаю, все это его будоражило: опасность, кровь, смелость. Он говорил, что бой быков — это „великолепный аперитив к сексу“». По его мнению, не менее важно, что обращение к образам корриды позволяло Бэкону напрямую обратиться к Пабло Пикассо — художнику, который пугал его. «Он был одержим Пикассо, — вспоминает Пеппиатт. — Однажды он неожиданно признался: „Мне приходится постоянно держать в голове Пикассо, с этим ничего не поделать“». Однако художники не были знакомы. «Бэкон не хотел личной встречи с Пикассо, и я понимаю почему, — говорит Пеппиатт. — Если бы на ринге вдруг оказались два этих тяжеловеса, кто знает, чем бы это закончилось». 

Королевская академия художеств, Лондон
«Фрэнсис Бэкон. Человек и зверь»
До 17 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+