Основанная в 1923 году и разграбленная после вторжения США в Ирак в 2003 году, эта сокровищница древних месопотамских и исламских артефактов официально вернулась к работе в 2015-м. Однако три года назад ей вновь пришлось закрыть свои двери — на фоне подъема антиправительственного протестного движения, которое позднее было жестко подавлено.
Глава иракского Совета по древностям и наследию Лайт Маджид Хусейн рассказал Agence France-Presse, что затянувшееся закрытие было связано и с пандемией коронавируса. Канцелярия премьер-министра Мустафы аль-Казыми сообщила в Twitter, что открытию музея предшествовал «долгий период ремонтно-технических и восстановительных работ».
Участие в восстановлении музея, после того как он был разграблен во время вторжения 2003 года, приняли многие международные организации. Тогда просьбы сотрудников музея о защите проигнорировали, а министр обороны США Дональд Рамсфелд прокомментировал действия мародеров в послевоенном городе печально известным «всякое случается».
Сразу же после расхищения ЮНЕСКО учредила специальную миссию для поиска украденных культурных объектов и инвентаризации музея, а в минувшем году передала ему в дар оборудование и материалы для реставрации и хранения экспонатов. В период с 2003 по 2012 год в восстановительных работах также принимал участие итало-иракский Центр восстановления памятников.
Активную роль в работе по защите музея как до, так и после вторжения сыграла ныне покойная Ламия аль-Гайлани Верр — первая иракская женщина, изучавшая археологию за границей и получившая докторскую степень в этой области.
Еще до войны значительный урон культурному наследию Ирака нанесли 12 лет санкций, наложенных ООН, а затем оно страдало от последовавших за вторжением хаоса и безвластия. В результате жестких санкций музей лишился необходимых для реставрации химических продуктов, которые не пропускали через границу, а также хлора для очистки воды и запчастей для инфраструктуры. В период с 2014 по 2017 год к этим трудностям прибавились действия боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, которые уничтожали объекты культурного наследия и незаконно продавали древности за границу.
На сегодняшний день вернуть удалось лишь около трети из 15 тыс. объектов, похищенных из музея в 2003 году. В общей сложности в прошлом году правительство Ирака получило обратно свыше 18 тыс. артефактов, по большей части из США, в том числе ценную глиняную табличку с отрывком из «Эпоса о Гильгамеше», возраст которой составляет около 3,5 тыс. лет. Среди вернувшихся в экспозицию древних сокровищ также две статуи ламассу — крылатых быков с человеческими головами (883–859 до н.э.) — из дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II в Нимруде, свидетельствующие о несокрушимости иракской культуры, пережившей столетия войн и вторжений.