Десять лет назад вышел наш первый номер. Его презентация была в Итальянском дворике Пушкинского музея. Внутри слепка романского портала расположился ансамбль Алексея Айги. Его мало кто слушал, все обсуждали нашего издателя — Инну Баженову, рискнувшую запустить в России новую газету об искусстве. Дело это, как известно, убыточное и нервное, по крайней мере в нашей стране точно. Но ставка на интернациональное издание себя оправдала.
Коллеги из международной редакции The Art Newspaper все эти годы снабжали нас (и продолжают это делать) первоклассными статьями о насущных проблемах художественного мира. Благодаря этому все эти годы русская редакция чувствовала свою причастность к мировому процессу, а наши читатели были в курсе всех главных новостей, будь то судьба бенинских бронз, утопление Венеции, война с памятниками колонизаторов или наезды на Гогена за совращение малолетних. О чем мы только не писали эти годы! Все главные игроки художественного поля, от директоров ведущих музеев до самых актуальных художников, давали нам интервью, мы следили за открытиями реставраторов, писали рецензии на новые книги, ездили и по родной стране, и за рубеж. Общались с коллекционерами и основателями частных фондов, которые стали важной движущей силой нашего арт-сообщества. Мы писали о художественном рынке, составляли рейтинги самых дорогих русских художников и самых перспективных молодых художников. Мировой рейтинг самых посещаемых музеев и выставок мы дополняли собственной информацией о наших музеях. сообщали о лучших выставках, писали об усадьбах, дизайне, женщинах-художниках и так далее. Можно смело утверждать, что нет такой горячей темы, касающейся искусства, о которой у нас не было бы публикаций.
Мы старались завоевать публику самыми разными способами: тут были и круглые столы, и показы фильмов о художниках, которые преобразовались в регулярный и успешный кинофестиваль. Мы делали свою программу на радио «Культура» и подкасты. Мы придумали премию нашей газеты — и она стала невероятно престижной: концепция публичного чествования героев арт-мира оказалась востребованной. С нами сотрудничали мировые luxury-бренды, мы готовили специальные проекты совместно с крупными компаниями, которые поддерживают искусство. У нас все было хорошо. Мы пережили пандемию, пропустив всего два печатных номера. У нас новый сайт и 130 тыс. подписчиков только в двух социальных сетях — что уж говорить о подписчиках бумажной газеты и посетителях сайта!
Правда, когда я это пишу, эти две соцсети объявлены экстремистскими и мы вынуждены прекратить публиковать там наши новости, следуя предписаниям Роскомнадзора. Наши корреспонденты теперь вряд ли доберутся до Венецианской биеннале, с которой мы всегда вели репортажи, да и павильон России будет закрыт. Отменяются хитовые выставки, аукционные дома не хотят торговать русским искусством, иностранные кураторы отказываются работать в нашей стране.
Специальная операция России на Украине и последовавшие за ней санкции кардинально изменили нашу жизнь, поставив под сомнение сам принцип нашего издания, базировавшийся на международном сотрудничестве. Как и многие наши коллеги, мы остро переживаем эту ситуацию. Да, многое изменилось. Но мы продолжаем работать и верить в объединяющую силу искусства.
Главными темами номеров были:
«Самая большая коллекция работ Ильи Кабакова куплена Романом Абрамовичем и Дарьей Жуковой», «Как вешать картины: всё о музейном дизайне», «Больше ада. Иероним Босх: к 500-летию великого художника ученые раскрыли тайны его работ», «Российские меценаты и художники подарили Центру Помпиду около 250 произведений современного отечественного искусства», «Музейный рейтинг: 1,2 млн человек посмотрели парижскую выставку „Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина“ в Фонде Louis Vuitton», «Приключения русского авангарда в Генте», «Пожар уничтожил шпиль и крышу знаменитого собора Нотр-Дам», «Неизвестные фрески школы Дионисия обнаружены в Кремле».
Нам дали 318 интервью, в том числе:
художники и арт-группы — 87; коллекционеры и коллекционерские пары — 58; галеристы, основатели ярмарок и аукционных домов — 40; кураторы — 38; директора музеев и другие чиновники — 59; а также реставраторы, искусствоведы и эксперты, архитекторы, дизайнеры и фотографы, издатели и редакторы — 36.
Мы сообщили об открытии 113 новых музеев, среди которых:
Музей Мунка (Осло), Музей русского импрессионизма (Москва), Музей Ива Сен-Лорана (Париж), Ельцин Центр (Екатеринбург), Музей AZ (Москва), Биржа Франсуа Пино (Париж), Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» (Истра), Фонд Louis Vuitton (Париж), Альбертина Модерн (Вена), Лувр — Абу-Даби (Абу-Даби), Национальный музей египетской цивилизации (Каир), Музей современного искусства «Гараж» в Парке Горького (Москва), музейный квартал в Туле, «Арсенал» (Нижний Новгород), обновленный MoMA (Нью-Йорк), Дом культуры «ГЭС-2» (Москва).
Прочитали и рассказали о 703 книгах об искусстве, включая:
Пегги Гуггенхайм «На пике века. Исповедь одержимой искусством», «Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах» (под редакцией Андрея Ковалева), Cьюзен Сонтаг «О фотографии», Андрей Сарабьянов, Василий Ракитин «Энциклопедия русского авангарда», азбука Дэмиена Хёрста “ABC book — Damien Hirst”, Брассай «Разговоры с Пикассо», Флоранс Жентне, Франсис Аммон “The Monet Cookbook: Recipes from Giverny” («Поваренная книга Моне: рецепты из Живерни»), Владимир Полушин «Наталия Гончарова. Царица русского авангарда», Андрей Монастырский «Дневник. 1981–1984», Юрий Аввакумов «Бумажная архитектура. Антология», Наталия Семенова «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», Каролин Кро «Марсель Дюшан».
Написали о 1366 выставках, среди них:
«Свобода не гениальность» — показ работ из коллекции Дэмиена Хёрста Murderme в Мультимедиа Арт Музее (Москва); «Питер Гринуэй, Саския Боддеке. Золотой век русского авангарда» в ЦВЗ «Манеж» (Москва); «Итальянский футуризм. 1909–1944. Реконструкция Вселенной» в Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк); «Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада» в Галерее Саатчи (Лондон); «Поздний Рембрандт» в Рейксмузеуме (Амстердам); «Русское палладианство. Палладио и Россия от барокко до модернизма» в Музее Коррера (Венеция), Государственном музее-заповеднике «Царицыно» и Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева (Москва); «Владимир Немухин. Грани формализма» в Московском музее современного искусства (Москва); «Аниш Капур. Моя алая родина» в Еврейском музее и центре толерантности (Москва); «В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» в Фонде Бейелера (Базель); «Карамболяж» в Гран-пале (Париж); «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург); «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера» в ЦВЗ «Манеж» (Москва); «Мечты о мировом расцвете» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург); «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» (Москва); «Post Zang Tumb Tuuum. Искусство, жизнь и политика в Италии. 1918–1943» в Фонде Prada (Милан); «Владимир Вейсберг. Ничего, кроме гармонии» в фонде In artibus (Москва); «Цай Гоцян. Октябрь» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва); «Передовой отряд. 100 лет авангарда в Самаре» в Самарском областном художественном музее (Самара); «Валентин Серов» в Государственной Третьяковской галерее (Москва); «Авангард: на телеге в XXI век» в Ельцин Центре (Екатеринбург).
Пригласили в путешествие в более чем 30 мест, среди которых:
Рига, Дели, Ялта, Тула, Кострома, Томск, Смоленск, Самара, Сыктывкар, Солигалич, Казань, Лиссабон, Веймар и Дессау, Флоренция и Милан, Хельсинки, бельгийский парк Бокрейк, Осло, Ереван, Париж и окрестности, Катар, Рим, Калининград, Нижний Новгород, Стамбул, Жостово, Павловский Посад, Дулево, Гусь-Хрустальный, Федоскино, Зарайск, Ногинск, Клин, Егорьевск, лермонтовские места и другие достопримечательности курортов Северного Кавказа, Рязань, усадьбы Центральной России.
Составили 21 рейтинг, а именно:
рейтинг посещаемости музеев и выставок — 10; рейтинг молодых российских художников — 3; рейтинг самых дорогих ныне живущих российских художников — 3; 100 главных людей в русском искусстве — 2; самые похищаемые художники в мире — 1; самые скандальные события в мире искусства — 1; самые дорогие NFT российских художников — 1.
Мы напечатали 70 выпусков «Роскоши» и 31 приложение и вкладку, включая:
«Русское арт-лето в Монако», «„Шедевры нового искусства. Коллекция Щукина“. Фонд Louis Vuitton, Париж», «„Владыки океана. Сокровища португальской империи XVI–XVIII веков“. Музеи Московского Кремля», «Спецпроект. Биеннале современного искусства в Венеции — 2017», «Арт-фестиваль ГУМ-Red-Line», «Ярмарка Art Basel», «5 причин посетить 5-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства», «„Шагал. Между небом и землей“. Музей „Новый Иерусалим“», «Ярмарка BRAFA. Брюссель и Гент — 2020», «Cartier. Два века ювелирного наследия и энциклопедия стилей, сотрудничество с Эрмитажем и громкие выставки», «Перспективы Петербурга. Новая жизнь памятников, современные технологии и сохраненная красота».
Все перечисленные в статье материалы можно найти на сайте The Art Newspaper Russia.