18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экспонаты из музеев РФ, задержанные на финской таможне, возвращаются домой

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926. Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926.
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»

Произведения искусства из российских музеев, экспонировавшиеся на зарубежных выставках и задержанные на финской таможне как предметы роскоши, в итоге под санкции не попали

Министр культуры РФ Ольга Любимова написала в своем Telegram-канале, что картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства из российских музеев, перевозившиеся после показа в Италии и Японии и задержанные на финской таможне 2 и 3 апреля, вернутся домой в течение ближайших трех дней.

«Компетентные органы власти могут разрешить передачу или экспорт в Россию предметов сферы культуры, которые находятся во временной выдаче в рамках официального культурного сотрудничества с Россией», — ссылается Ольга Любимова на полученные сообщения. По ее словам, решение Еврокомиссии о том, что участвовавшие в зарубежных выставках экспонаты не попадают в санкционный перечень, позволяет начать их дальнейшую транспортировку.

«Минкультуры уже приступило к организации возврата коллекций, ожидается, что работы вернутся в Российскую Федерацию в ближайшие выходные», — заключила министр.

Таким образом, свои экспонаты получат обратно Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск» и «Царское Село».

Финская сторона объясняла свои действия тем, что задержанные вещи относятся к категории предметов роскоши, на которые распространяются санкции Европейского союза в отношении России. Стоимость одного груза была заявлена в размере €10 млн, другого — €26 млн, третьего — более €6 млн.

«Это временная ситуация. Российские музеи до сих пор владеют этими произведениями искусства», — заявлял вместе с тем Теему Сеппонен, глава отдела экспортного контроля МИД Финляндии.

Николай Рерих. «Заратустра». 1931. Фото: Государственный музей Востока
Николай Рерих. «Заратустра». 1931.
Фото: Государственный музей Востока

Ранее Министерство культуры РФ уточнило, что экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии.

Первая выставка — «Гранд-тур. Миф, видение и чувство Италии» (Милан, галерея «Пьяцца Скала», работала до 27 марта). В нее были включены предметы из Прадо, Лувра, лондонской Национальной галереи, Бельведера, Рейксмузеума, Метрополитен-музея. Из России на выставку, в частности, привозили «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» Жана Огюста Доминика Энгра, «Амура» Антонио Кановы, «Портрет Николая Борисовича Юсупова с собакой» авторства Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Автопортрет» Элизабет Виже-Лебрен и «Семью Толстых в Венеции» Джулио Карлини (Государственный Эрмитаж), а также «Вид с Палатинского холма на Колизей» Карло Лабруцци («Царское Село»), полотна Авраама-Луи-Рудольфа Дюкро по мотивам гранд-тура великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны («Павловск») и «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Кристофера Хеветсона («Гатчина»).

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая выставка — «Форма бесконечности» — проходила в Музее современного искусства «Каза Каваццини» в Удине с 16 октября по 23 марта. В экспозиции, включавшей работы импрессионистов и авангардистов, приняли участие работы из Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и музея-заповедника «Абрамцево». Среди авторов — Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Михаил Нестеров, Николай Рерих и другие художники.

Кроме того, в число экспонатов, задержанных на таможне, входят художественные произведения из ГМИИ им. Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Городском музее Тиба.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+