18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Экспонаты из музеев РФ, задержанные на финской таможне, возвращаются домой

Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926. Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1926.
Фото: Музей-заповедник «Абрамцево»

Произведения искусства из российских музеев, экспонировавшиеся на зарубежных выставках и задержанные на финской таможне как предметы роскоши, в итоге под санкции не попали

Министр культуры РФ Ольга Любимова написала в своем Telegram-канале, что картины, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства из российских музеев, перевозившиеся после показа в Италии и Японии и задержанные на финской таможне 2 и 3 апреля, вернутся домой в течение ближайших трех дней.

«Компетентные органы власти могут разрешить передачу или экспорт в Россию предметов сферы культуры, которые находятся во временной выдаче в рамках официального культурного сотрудничества с Россией», — ссылается Ольга Любимова на полученные сообщения. По ее словам, решение Еврокомиссии о том, что участвовавшие в зарубежных выставках экспонаты не попадают в санкционный перечень, позволяет начать их дальнейшую транспортировку.

«Минкультуры уже приступило к организации возврата коллекций, ожидается, что работы вернутся в Российскую Федерацию в ближайшие выходные», — заключила министр.

Таким образом, свои экспонаты получат обратно Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственный Эрмитаж, музеи-заповедники «Гатчина», «Павловск» и «Царское Село».

Финская сторона объясняла свои действия тем, что задержанные вещи относятся к категории предметов роскоши, на которые распространяются санкции Европейского союза в отношении России. Стоимость одного груза была заявлена в размере €10 млн, другого — €26 млн, третьего — более €6 млн.

«Это временная ситуация. Российские музеи до сих пор владеют этими произведениями искусства», — заявлял вместе с тем Теему Сеппонен, глава отдела экспортного контроля МИД Финляндии.

Николай Рерих. «Заратустра». 1931. Фото: Государственный музей Востока
Николай Рерих. «Заратустра». 1931.
Фото: Государственный музей Востока

Ранее Министерство культуры РФ уточнило, что экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии.

Первая выставка — «Гранд-тур. Миф, видение и чувство Италии» (Милан, галерея «Пьяцца Скала», работала до 27 марта). В нее были включены предметы из Прадо, Лувра, лондонской Национальной галереи, Бельведера, Рейксмузеума, Метрополитен-музея. Из России на выставку, в частности, привозили «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева» Жана Огюста Доминика Энгра, «Амура» Антонио Кановы, «Портрет Николая Борисовича Юсупова с собакой» авторства Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Автопортрет» Элизабет Виже-Лебрен и «Семью Толстых в Венеции» Джулио Карлини (Государственный Эрмитаж), а также «Вид с Палатинского холма на Колизей» Карло Лабруцци («Царское Село»), полотна Авраама-Луи-Рудольфа Дюкро по мотивам гранд-тура великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны («Павловск») и «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Кристофера Хеветсона («Гатчина»).

Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Василий Кандинский. «Москва. Красная площадь». 1916.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вторая выставка — «Форма бесконечности» — проходила в Музее современного искусства «Каза Каваццини» в Удине с 16 октября по 23 марта. В экспозиции, включавшей работы импрессионистов и авангардистов, приняли участие работы из Третьяковской галереи, Государственного музея Востока и музея-заповедника «Абрамцево». Среди авторов — Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Аристарх Лентулов, Михаил Нестеров, Николай Рерих и другие художники.

Кроме того, в число экспонатов, задержанных на таможне, входят художественные произведения из ГМИИ им. Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Городском музее Тиба.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+