18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ван Гог, Мунк и Валлоттон: 21 произведение вернулось в Пушкинский из Японии

Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фрагмент. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фрагмент.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сотрудники ГМИИ оценили сохранность картин и графики, вернувшихся в музей с приключениями на финской таможне. Они экспонировались в Японии на выставке «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» в Музее изобразительных искусств города Тиба

Как рассказывают в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, проект «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» начали готовить еще в 2016 году. Тогда японские коллеги специально приехали в Россию для изучения коллекций японского искусства в российских музеях. Тогда же прошли переговоры об организации выставки японского искусства в Москве в рамках проведения в 2018-м Года Японии. Музей изобразительных искусств города Тиба стал одним из четырех японских организаций, предоставивших свои произведения на выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», с огромным успехом прошедшей в Пушкинском в сентябре — октябре 2018 года. Ответная выставка в музее Тибы планировалась к токийским Олимпийским играм 2020 года, и ее смешанная японско-европейская тема должна была заинтересовать и японцев, и гостей страны. Однако из-за пандемии Олимпиада была отложена, сместилось и время работы выставки — она состоялась только зимой — весной 2022 года.

Вадим Фалилеев. «Капри. Прибой». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Капри. Прибой».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выбранные в Москве экспонаты иллюстрируют такое направление в европейском искусстве рубежа XIX–ХХ веков, как «японизм». Музей Тибы обладает одной из лучших в Японии коллекций гравюры и живописи укиё-э, и кураторы выставки хотели, наряду с эталонными оттисками укиё-э, показать наиболее известные и характерные для японизма произведения европейского искусства. В выставке, наряду с японскими музеями и частными коллекционерами, принимали участие такие музеи, как Метрополитен, Художественный музей Гонолулу, Художественный музей Циммерли. Всего из ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку в Японию было отправлено 21 произведение.

Пушкинский музей предоставил такие западноевропейские работы, как рисунок Винсента ван Гога «Портрет девушки» («Мусме»), картина «Дама в белом» и рисунок «Женщина, облокотившаяся на перила» Поля-Сезара Элле, гравюры Эдварда Мунка и Феликса Валлоттона, а также произведения русских живописцев. Благодаря этому впервые в Японии был широко представлен раздел, посвященный русскому японизму. Это были гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой и Вадима Фалилеева — достаточно известные произведения, а также более редкие графические листы Николая Зедделера и Анны Сомовой-Зедделер.

По словам российской стороны, «японские партнеры сделали все возможное для своевременного и безопасного возврата в Россию произведений из коллекции ГМИИ». Большую помощь в переговорах с Финляндией оказали дипломатические миссии Японии в России и в Финляндии.

Винсент ван Гог. «Портрет девушки (Мусме)». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Сомова-Зедделер. «Ирисы». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Женщина, облокотившаяся на перила». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Высокий мост». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Остроумова-Лебедева. «Летний сад». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Винсент ван Гог. «Портрет девушки (Мусме)».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Дама в белом».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Сомова-Зедделер. «Ирисы».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Поль-Сезар Эллё. «Женщина, облокотившаяся на перила».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Вадим Фалилеев. «Высокий мост».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Анна Остроумова-Лебедева. «Летний сад».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Произведения искусства, вернувшиеся из Тибы, уже тщательно осмотрели хранители и реставраторы музея. «Экспонаты возвращены без повреждений, в идеальной сохранности», — резюмировали в музее и добавили, что надеются на продолжение многолетнего взаимного сотрудничества.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+