Как рассказывают в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, проект «Гравюры укиё-э, увиденные сквозь призму японизма» начали готовить еще в 2016 году. Тогда японские коллеги специально приехали в Россию для изучения коллекций японского искусства в российских музеях. Тогда же прошли переговоры об организации выставки японского искусства в Москве в рамках проведения в 2018-м Года Японии. Музей изобразительных искусств города Тиба стал одним из четырех японских организаций, предоставивших свои произведения на выставку «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», с огромным успехом прошедшей в Пушкинском в сентябре — октябре 2018 года. Ответная выставка в музее Тибы планировалась к токийским Олимпийским играм 2020 года, и ее смешанная японско-европейская тема должна была заинтересовать и японцев, и гостей страны. Однако из-за пандемии Олимпиада была отложена, сместилось и время работы выставки — она состоялась только зимой — весной 2022 года.
Выбранные в Москве экспонаты иллюстрируют такое направление в европейском искусстве рубежа XIX–ХХ веков, как «японизм». Музей Тибы обладает одной из лучших в Японии коллекций гравюры и живописи укиё-э, и кураторы выставки хотели, наряду с эталонными оттисками укиё-э, показать наиболее известные и характерные для японизма произведения европейского искусства. В выставке, наряду с японскими музеями и частными коллекционерами, принимали участие такие музеи, как Метрополитен, Художественный музей Гонолулу, Художественный музей Циммерли. Всего из ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставку в Японию было отправлено 21 произведение.
Пушкинский музей предоставил такие западноевропейские работы, как рисунок Винсента ван Гога «Портрет девушки» («Мусме»), картина «Дама в белом» и рисунок «Женщина, облокотившаяся на перила» Поля-Сезара Элле, гравюры Эдварда Мунка и Феликса Валлоттона, а также произведения русских живописцев. Благодаря этому впервые в Японии был широко представлен раздел, посвященный русскому японизму. Это были гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой и Вадима Фалилеева — достаточно известные произведения, а также более редкие графические листы Николая Зедделера и Анны Сомовой-Зедделер.
По словам российской стороны, «японские партнеры сделали все возможное для своевременного и безопасного возврата в Россию произведений из коллекции ГМИИ». Большую помощь в переговорах с Финляндией оказали дипломатические миссии Японии в России и в Финляндии.
Произведения искусства, вернувшиеся из Тибы, уже тщательно осмотрели хранители и реставраторы музея. «Экспонаты возвращены без повреждений, в идеальной сохранности», — резюмировали в музее и добавили, что надеются на продолжение многолетнего взаимного сотрудничества.