18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая методика позволяет печатать стекло и сканировать глину

Фрагменты стеклянной чаши. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Фрагменты стеклянной чаши. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В московском Центре имени Грабаря разработан инновационный метод реставрации и реконструкции археологического стекла с использованием 3D-технологий. Он позволяет воссоздавать первоначальный облик даже самых руинированных предметов

Древнее, в частности античное, стекло обычно доходит до нас в состоянии разрозненных фрагментов, которые археологи кропотливо извлекают из раскопов. Такие фрагменты нередко подвержены сильной коррозии и могут по тонкости и хрупкости достичь состояния бумажного листа. Все это делает работу с археологическим стеклом очень сложной, и многие экспонаты так и хранятся в музейных запасниках в виде кучки осколков.

Методика, разработанная Екатериной Шарковой, заведующей мастерской реставрации керамики и стекла Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря, позволяет возвращать к экспозиционному виду и вводить в научный оборот самые руинированные предметы. В мастерской довольно давно прибегают к 3D-реконструкции. Например, для экспозиции музея Чудова монастыря в Кремле был воссоздан горшок из грубой керамики раннего железного века: аналогичный горшок (довольно кривой) заказали современному гончару и на его поверхности закрепили найденные при раскопках фрагменты — так, что зритель получает полное представление об исходной форме сосуда. Метод совершенствовался, и для реставрации уникальной сирийской средневековой чаши с утраченной ножкой из Переславль-Залесского музея-заповедника была использована печать на 3D-принтере. Форму реконструировали на основе аналогий (подобная почти целая чаша есть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке) и на нее смонтировали несколько подлинных фрагментов. Дело было три года назад, с тех пор технологии объемной печати усовершенствовались, стала доступной печать из прозрачных пластиков.

Блюдо рыбное чернолаковое. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Блюдо рыбное чернолаковое. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

«При реставрации стекла раньше мы всегда основывались на склейках и восполнении утраченных фрагментов, чтобы вернуть предмету его исходную форму. Тут важно, чтобы швы не были заметны. Для этого используют клеевые композиции, которые похожи на стекло по степени рефракции (преломления лучей света. — TANR), — объясняет Екатерина Шаркова. — Но если утрат так много, что фрагменты друг с другом не компонуются? Раньше мы сначала делали модели недостающих частей из гипса, потом долго их дорабатывали, потом снимали с них форму и отливали из синтетического материала и собирали с подлинными фрагментами, постоянно с ними взаимодействуя. А ведь эти фрагменты и так в плохом состоянии!»

Стеклянная фрагментированная чаша. Ялтинский историко-литературный музей. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Стеклянная фрагментированная чаша. Ялтинский историко-литературный музей.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

Теперь контакт с хрупкими фрагментами можно свести к очистке и консервации. ЗD-сканирование фрагментов и дальнейшая их обработка в графических редакторах позволяют задать габариты и форму исходного сосуда, которая корректируется по существующим аналогиям. Сосуд печатают из прозрачных фотополимеров, затем на него точечно приклеивают подлинные фрагменты. Таким образом в Центре Грабаря недавно были восстановлены сосуды из стекла (а также из керамики) из коллекции Ялтинского историко-литературного музея, найденные при раскопках ай-тодорского древнеримского некрополя и святилища на перевале Гурзуфское Седло. От двух стаканов II–III веков остались только фрагменты венчика и донца, от чаши — фрагменты по верхнему краю, часть дна и россыпь осколков от стенок, которые собирались в разрозненные островки. Теперь все они очищены и закреплены на прозрачных основах соответствующего тона, так что понятны форма и назначение предметов.

«На протяжении ХХ века наша профессия эволюционировала от реставратора-художника к реставратору-ученому, — говорит Екатерина Шаркова. — Сейчас важнейшим условием реставрации являются обратимость материалов и четкое разделение подлинных частей и доделок. Взаимодействие подлинных частей с доделанной формой минимально (что немаловажно, ведь полимеры тоже могут стареть, темнеть или усаживаться), а фиксация на них хрупких осколков минимизирует для них риск разрушения. И наконец, от взгляда на такую реконструкцию я получаю эстетическое удовольствие».

Краснофигурная амфора. Ялтинский историко-литературный музей. Фрагменты. Фото: Реставрационный центр Грабаря
Краснофигурная амфора. Ялтинский историко-литературный музей. Фрагменты.
Фото: Реставрационный центр Грабаря

Кроме стеклянных в коллекции ялтинского музея хранились и керамические античные сосуды. В Центре Грабаря большое рыбное блюдо собрали из фрагментов (с очисткой и удалением следов старой полевой реставрации). От краснофигурной пелики, двуручного сосуда, с изображением амазонки сохранились фрагменты горла и нижней части — благодаря напечатанной на 3D-принтере основе их удалось собрать воедино и в соответствии с аналогиями (которые в изобилии нашлись в Эрмитаже) расположить фрагменты с сюжетной росписью.

После короткой выставки в Центре Грабаря вернувшиеся к жизни сосуды отправились обратно в ялтинский музей. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+