18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Там чудеса, там «Лукоморье»

Часы «Лукоморье». Фрагмент. Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье». Фрагмент.
Фото: Konstantin Chaykin
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Произведение часового и ювелирного искусства от российских мастеров Константина Чайкина и Ильгиза Фазулзянова

Два века назад Александр Пушкин написал короткое вступление к поэме «Руслан и Людмила» — с тех пор зеленый дуб, ученый кот, русалка на ветвях и другие фольклорные образы загадочного лукоморья прочно вошли в русскую культуру. Гений часовых механизмов и владелец собственной мануфактуры Константин Чайкин вместе с искусным художником-ювелиром и основателем бренда Ilgiz F. Ильгизом Фазулзяновым, вдохновившись строчками великого поэта, создали уникальные настольные часы высотой почти 50 см, назвав их в честь таинственного морского берега.

Как ни странно, сказочная тема — одна из самых сложных в ювелирно-часовом искусстве, ведь одновременно воплотить дух русских сказок и создать изящное и технически точное произведение, при этом не превратив его в лубочную поделку, удается далеко не каждому. Для двух творцов такие трудности стали настоящим вызовом — тончайшая работа над часами «Лукоморье» заняла целых пять лет.

Константин Чайкин за работой над механизмом. Фото: Konstantin Chaykin
Константин Чайкин за работой над механизмом.
Фото: Konstantin Chaykin

Идея возникла у Константина Чайкина во время создания первого в мире устройства цепной графической цифровой индикации часа, запатентованного им в мае 2017 года. Особенность работы сложнейшего индикатора состоит в том, что на два вращающихся цилиндра наматывается цепочка, отображающая время с помощью силуэта римских цифр от I до XII. Мастер неожиданно решил связать занятный механизм со знакомой всем с детства «златой цепью на дубе том». Это изобретение действительно беспрецедентно: в отличие от часов-пасхалий Чайкина, которые вычисляют дату предстоящей Пасхи только в момент переключения календарного счетчика со старого года на новый, в последней разработке индикатор, по сути механический компьютер, вычисляет и отображает новое значение каждый час.

Замысловатая конструкция оснащена четырьмя заводными барабанами. В трех запасается энергия, которой требуется немало для функционирования «Лукоморья», а на четвертом работает часовой механизм, собранный из 1119 деталей. Сам он имеет запас хода в восемь суток и оборудован кольцевыми индикаторами минут и даты, а также по-настоящему сказочными элементами: турбийоном с кареткой фирменного дизайна «альфа», который виднеется из дупла дуба, и указателем запаса хода, выполненным в форме жучка, ползущего по стволу. Сверхсложный калибр часов TLU.04-0 также изготовлен на мануфактуре Konstantin Chaykin.

Механизм часов «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Механизм часов «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Для работы над проектом Чайкин пригласил Ильгиза Фазулзянова: необходимы были нестандартный художественный подход и виртуозное умение работать с различными материалами. Итог многолетнего кропотливого труда — поистине роскошное произведение декоративно-прикладного искусства. Композиция, в основу которой лег абрис ночной лампы, состоит из раскидистого дерева и пушкинских героев, а нефритовые пластины — листья дуба и граненые камни морского берега — благодаря схожей конфигурации гармонично объединяют разноплановые элементы.

Ильгиз Фазулзянов применил и свою излюбленную технику горячей эмали. Например, каждая волна, выполненная в такой технике, имеет уникальные форму и радиус (после обжига они полностью меняли свои размеры, поэтому художнику необходимо было предугадать поведение деталей). Среди морской пены он разместил дядьку Черномора. Герой еще не до конца вышел из морских вод, поэтому над волнами видны лишь его голова с длинными золотыми усами и боевой щит. Круглую основу произведения украсили 39 элементов, выполненных в технике выемчатой эмали и росписи с последующим обжигом в муфельной печи.

Часы «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Дерево, ставшее центром композиции, представляет особый интерес. Его ствол инкрустирован кусочками огненного опала (Эфиопия) и опала «Болдер» (Австралия) разных размеров. Каменная мозаика сияет разноцветными огнями, что создает еще большее ощущение сказочности. Дуб обвивает массивная золотая цепь, украшенная традиционным славянским орнаментом; ее звенья скрепляет замок, декорированный узором в виде дубовых листьев и желудей, выполненным в технике перегородчатой и выемчатой эмали. На дереве устроились главные персонажи: кот ученый неслышной поступью ходит по цепи, а русалка с золотыми волосами и эмалевым хвостом голубого цвета сидит под тенистой кроной.

В сказочный сюжет вплетены и мотивы русского зодчества: среди беспокойных морских волн возвышаются хоромы, выполненные в красных, зеленых, голубых и желтых цветах; на их окнах красуются наличники, искусно декорированные разнообразными орнаментами. Крыши двух домиков, в свою очередь, венчают традиционные фигурные коньки в виде маленького петушка и лошадки.

Увидеть своими глазами чудесные часы, а также другие произведения Ильгиза Фазулзянова и Константина Чайкина можно на выставке «Лукоморье. Шедевры русских мастеров» в главном здании Музея современной истории России.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+