18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Там чудеса, там «Лукоморье»

Часы «Лукоморье». Фрагмент. Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье». Фрагмент.
Фото: Konstantin Chaykin
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Произведение часового и ювелирного искусства от российских мастеров Константина Чайкина и Ильгиза Фазулзянова

Два века назад Александр Пушкин написал короткое вступление к поэме «Руслан и Людмила» — с тех пор зеленый дуб, ученый кот, русалка на ветвях и другие фольклорные образы загадочного лукоморья прочно вошли в русскую культуру. Гений часовых механизмов и владелец собственной мануфактуры Константин Чайкин вместе с искусным художником-ювелиром и основателем бренда Ilgiz F. Ильгизом Фазулзяновым, вдохновившись строчками великого поэта, создали уникальные настольные часы высотой почти 50 см, назвав их в честь таинственного морского берега.

Как ни странно, сказочная тема — одна из самых сложных в ювелирно-часовом искусстве, ведь одновременно воплотить дух русских сказок и создать изящное и технически точное произведение, при этом не превратив его в лубочную поделку, удается далеко не каждому. Для двух творцов такие трудности стали настоящим вызовом — тончайшая работа над часами «Лукоморье» заняла целых пять лет.

Константин Чайкин за работой над механизмом. Фото: Konstantin Chaykin
Константин Чайкин за работой над механизмом.
Фото: Konstantin Chaykin

Идея возникла у Константина Чайкина во время создания первого в мире устройства цепной графической цифровой индикации часа, запатентованного им в мае 2017 года. Особенность работы сложнейшего индикатора состоит в том, что на два вращающихся цилиндра наматывается цепочка, отображающая время с помощью силуэта римских цифр от I до XII. Мастер неожиданно решил связать занятный механизм со знакомой всем с детства «златой цепью на дубе том». Это изобретение действительно беспрецедентно: в отличие от часов-пасхалий Чайкина, которые вычисляют дату предстоящей Пасхи только в момент переключения календарного счетчика со старого года на новый, в последней разработке индикатор, по сути механический компьютер, вычисляет и отображает новое значение каждый час.

Замысловатая конструкция оснащена четырьмя заводными барабанами. В трех запасается энергия, которой требуется немало для функционирования «Лукоморья», а на четвертом работает часовой механизм, собранный из 1119 деталей. Сам он имеет запас хода в восемь суток и оборудован кольцевыми индикаторами минут и даты, а также по-настоящему сказочными элементами: турбийоном с кареткой фирменного дизайна «альфа», который виднеется из дупла дуба, и указателем запаса хода, выполненным в форме жучка, ползущего по стволу. Сверхсложный калибр часов TLU.04-0 также изготовлен на мануфактуре Konstantin Chaykin.

Механизм часов «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Механизм часов «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Для работы над проектом Чайкин пригласил Ильгиза Фазулзянова: необходимы были нестандартный художественный подход и виртуозное умение работать с различными материалами. Итог многолетнего кропотливого труда — поистине роскошное произведение декоративно-прикладного искусства. Композиция, в основу которой лег абрис ночной лампы, состоит из раскидистого дерева и пушкинских героев, а нефритовые пластины — листья дуба и граненые камни морского берега — благодаря схожей конфигурации гармонично объединяют разноплановые элементы.

Ильгиз Фазулзянов применил и свою излюбленную технику горячей эмали. Например, каждая волна, выполненная в такой технике, имеет уникальные форму и радиус (после обжига они полностью меняли свои размеры, поэтому художнику необходимо было предугадать поведение деталей). Среди морской пены он разместил дядьку Черномора. Герой еще не до конца вышел из морских вод, поэтому над волнами видны лишь его голова с длинными золотыми усами и боевой щит. Круглую основу произведения украсили 39 элементов, выполненных в технике выемчатой эмали и росписи с последующим обжигом в муфельной печи.

Часы «Лукоморье». Фото: Konstantin Chaykin
Часы «Лукоморье».
Фото: Konstantin Chaykin

Дерево, ставшее центром композиции, представляет особый интерес. Его ствол инкрустирован кусочками огненного опала (Эфиопия) и опала «Болдер» (Австралия) разных размеров. Каменная мозаика сияет разноцветными огнями, что создает еще большее ощущение сказочности. Дуб обвивает массивная золотая цепь, украшенная традиционным славянским орнаментом; ее звенья скрепляет замок, декорированный узором в виде дубовых листьев и желудей, выполненным в технике перегородчатой и выемчатой эмали. На дереве устроились главные персонажи: кот ученый неслышной поступью ходит по цепи, а русалка с золотыми волосами и эмалевым хвостом голубого цвета сидит под тенистой кроной.

В сказочный сюжет вплетены и мотивы русского зодчества: среди беспокойных морских волн возвышаются хоромы, выполненные в красных, зеленых, голубых и желтых цветах; на их окнах красуются наличники, искусно декорированные разнообразными орнаментами. Крыши двух домиков, в свою очередь, венчают традиционные фигурные коньки в виде маленького петушка и лошадки.

Увидеть своими глазами чудесные часы, а также другие произведения Ильгиза Фазулзянова и Константина Чайкина можно на выставке «Лукоморье. Шедевры русских мастеров» в главном здании Музея современной истории России.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+