18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женщины-иконописцы: посильная лепта, оказавшаяся большим вкладом

Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Конец XIX — начало XX в. Фото: Екатеринбургский музей
Иконописная мастерская Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Конец XIX — начало XX в.
Фото: Екатеринбургский музей
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Искусствоведческий рассказ об одном из аспектов иконного ремесла внезапно для читателя становится гендерным исследованием. Новая книга Нины Турцовой охватывает множество художников-женщин, не известных практически никому

Когда-нибудь обзорный научный труд, рассказывающий об истории женского художественного образования в России, все-таки будет написан. В нем будет рассказано, сколь прогрессивной в этом вопросе была Российская империя XIX века. Насколько рано по сравнению, скажем, с Францией и Великобританией того же времени она предоставила девицам возможность равного художественного образования. Как в женских институтах по всей стране вводили уроки рисования. Как мужчины-преподаватели в России избавились от предубеждений в вопросах обучения «безголовых» барышень. Как все это привело в конце XIX века к критической массе количества художниц и породило феномен «амазонок авангарда», впечатляющий, помимо уровня, еще и просто числом талантливых женщин. Но такой книги, безусловно необходимой, пока нет. Книга же Нины Турцовой — искусствоведа, ранее сотрудницы Русского музея, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств — должна стать одним из краеугольных камней будущего исследования.

Нина Турцова. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время. М.: БуксМАрт, 2021. 512 с.
Нина Турцова. Женщины-иконописцы. Россия в Средние века и Новое время. М.: БуксМАрт, 2021. 512 с.

Религиозных произведений за женскими подписями в нашей стране сохранилось крайне мало, однако на основе архивных документов Турцова демонстрирует, что это ощущение пустоты ошибочно. Составленный ею словарь русских иконописцев-женщин включает 358 имен, и это лишь первый подход к составлению такого словника (приведен в приложении). Исследовательница убедительно показывает, насколько женское художественное творчество связано не только с представлениями общества о морали и нравственности, «дозволенном для девиц», но и с экономической ситуацией, а также в целом с политикой государства относительно образования женщин. Проанализировав документы множества женских монастырей Российской империи, автор приводит удивительные цифры. Оказывается, к 1917 году в стране было около 420 женских монастырей и примерно 120 из них к этому времени имели иконописные мастерские или вели уроки иконописи в монастырских школах (словник — в приложении). Женские обители всегда были намного беднее мужских, и покупать иконы в необходимых количествах им было накладно — приходилось делать собственные. В некоторых монастырях начинали писать иконы на продажу, и это становилось доходным ремеслом, кормящим обитель. Мы и не подозреваем, сколь много икон XIX века создано женскими руками.

Неизвестная женщина-иконописец. «Святая великомученица Екатерина». Икона в шитом окладе. Конец XIX — начало XX в. Мастерская екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. Фото: Екатеринбургский музей
Неизвестная женщина-иконописец. «Святая великомученица Екатерина». Икона в шитом окладе. Конец XIX — начало XX в. Мастерская екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря.
Фото: Екатеринбургский музей

В книге подробно описано, как именно происходило обучение иконописи. Это делалось и в церковных учреждениях, и в светских государственных. Например, некоторые монахини специально приезжали в Петербург брать уроки, и преподавали им академики — Федор Иордан, Павел Чистяков и другие. И вообще, среди первых женщин в классах академии во второй половине XIX века были монахини, о чем все забыли. Углубившись в эту тему, Турцова заодно, на основе архивов Академии художеств, подготовила тот самый общий обзор начала женского художественного образования в России, на отсутствие которого мы пеняем выше, пусть и очень краткий.

Уделяет автор внимание и иконам, написанным женщинами, остававшимися в миру. Последних было так много, что указ Синода в петровское время специально запрещал «бабам и девкам» писать иконы без «лицензии» (это были семейные артели, в которых женщины помогали мужьям и отцам). Великолепное художественное образование было у царевен из рода Романовых. В числе первых женских произведений на Руси — Каргопольское Евангелие, судя по надписи, целиком переписанное и иллюстрированное царевной Софьей, а также знаменитый «Портрет патриарха Никона» из Государственного исторического музея, где масляная живопись скомбинирована с аппликациями из ткани, выполненный, видимо, царевной Татьяной Михайловной. Удалось автору открыть и, возможно, древнейшее имя русской художницы. Ненила Воломская (Волонская или Волынская) упоминается в документах 1620-х годов: она делала рисунки для вышивальщиц царской мастерской. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+