Ведущий представитель архитектуры Вьетнама Во Тронг Нгиа говорит так: «Вы не можете просто поместить дерево на здание и сказать, что это зеленая архитектура». Хотя, как свидетельствует эта книга, упоминаемой им практике он все-таки не чужд. Проекты Во Тронг Нгиа распределены по двум томам издания, названного «Возводя природу»: один том озаглавлен «Зелень», второй — «Бамбук»; в каждом есть краткое введение, написанное неутомимым архитектурным критиком Филипом Джодидио.
Интерес Во Тронг Нгиа к экологической теме, возникший в пору его ученичества у японского архитектора Хироси Наито, органично примыкает к буддийской вере, которой он глубоко предан (его служащие обязаны медитировать по два часа в день). Так или иначе, его работы олицетворяют новый взгляд на модернистскую традицию «органической» архитектуры. Он предлагает своеобразный коктейль из неформального планирования, основанного на функциональности, плавного диалога между внутренним и внешним пространством и, в некоторой степени, романтического отношения к пейзажу, который мог бы открываться из домов Чарльза Фрэнсиса Эннсли Войси, Фрэнка Ллойда Райта (тот находился под влиянием архитектуры, увиденной в Японии), Йорна Утзона и других.
Дома, которые описываются в томе «Зелень», построены из кирпича и бетона. Во Тронг Нгиа использовал метод полостных стен — как средство, способствующее снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. Их пористость отчасти заимствована из тропической типологии и традиций; она дает легкую и натуральную циркуляцию воздуха, много естественной вентиляции, обилие горизонталей, которые защищают от солнца, дождя и холода. Однако сквозь эти пористые поверхности в затененные внутренние пространства проникают слабые лучи света, создавая то здесь, то там эффект тканого узора (особенно интересна бамбуковая опалубка «Дома деревьев», жилого комплекса в городе Хошимин). А островки «небесных садов» и другой зелени обладают к тому же большой выразительностью и идут гораздо дальше местной традиции. В соответствии с почти апокалиптическим типом экологического мышления они словно говорят о новом обществе, стыдливо процветающем на руинах старого (порой буквально: отель Atlas в Хойане выглядит как модернистское здание Луиса Кана, воспроизведенное в струях тропического ливня).
Работы, описанные в томе «Бамбук», выполнялись в основном по заказам гостиничного бизнеса и индустрии туризма, хотя их спокойное достоинство не очень вяжется с подобными функциями. Использование бамбука укоренено во многих азиатских культурах. Это и строительный материал — гибкий, крепкий, легкий, дешевый и экологичный, — и элемент природного ландшафта. Традиционная китайская архитектура содержит ссылки на бамбуковые постройки, оставшиеся в поздних каменных и терракотовых формах — аналогично тому, как архитектурный язык каменных построек древнего Средиземноморья перекликается с более ранними деревянными строениями. В некоторых частях Азии бамбук все еще используют для строительных лесов. Однако именно колумбийский архитектор Симон Велес пробудил интерес Во Тронг Нгиа к возможностям этого материала.
Применяя бамбук, вьетнамский архитектор достиг замечательных результатов: материал вошел в состав ламината, внедрился в систему сводов, вплелся в решетки. Легкие открытые структуры, воспроизведенные в иллюстрациях, обладают парадоксальной монументальностью, формируя современные, почти величественные пространства, гармонично вписывающиеся в красоту природы. Восприятие окружающей среды является одной из сильных сторон Во Тронг Нгиа: пятиугольная вилла в бухте Халонг словно разговаривает со знаменитыми «сахарными головами» скал, окаймляющих бухту, а «Бамбуковый сталактит» — строение, созданное для Венецианской архитектурной биеннале 2018 года, — навевает мысль о рыболовных сетях, развешанных на солнце.