18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

У Marks & Spencer обнаружился свой пейзаж Моне

Работы Клода Моне и Эдварда Сиго в галерее Университета Лидса. Фото: Leeds University Library Galleries
Работы Клода Моне и Эдварда Сиго в галерее Университета Лидса.
Фото: Leeds University Library Galleries

Не известная ни широкой публике, ни специалистам картина, принадлежащая британской сети магазинов, вероятно, является редчайшей и крупной находкой

Британский бренд Marks & Spencer (M&S) объявил о том, что обладает неизвестным полотном Клода Моне. Картина не продается и временно выставляется в галерее Университета Лидса.

«Осень в Жёфоссе» не упоминается в самом авторитетном списке работ художника — во всеобъемлющем каталоге-резоне произведений Моне, составленном Даниелем Вильденштейном. Но можно сказать почти наверняка: это крупная находка. Хотя, пока полотно не пройдет соответствующую экспертизу и атрибуцию, всегда есть риск, что оно может оказаться подделкой.

Так как же картина Клода Моне оказалась у M&S? Работу купил Саймон Маркс, сын того самого Майкла Маркса, который в 1884 году открыл свой «копеечный базар» в Лидсе. В 1894 году Майкл объединился с Томасом Спенсером, чтобы создать сеть магазинов одежды, а позже они стали торговать и продуктами питания.

Саймон Маркс нажил огромное состояние. Вместе с женой Мириам он пристрастился к искусству в 1920-х годах: начали с Огюста Ренуара, купив его картину и девять рисунков, потом перешли на Камиля Писсарро и Эдгара Дега. Но как коллекционеры они предпочитали держаться в тени, поэтому так и не стали известными в мире искусства.

В 1937 году Саймон Маркс приобрел «Осень в Жёфоссе» Клода Моне (вероятно, в парижской галерее Durand-Ruel). Пейзаж размером 60 на 74 см датируется 1884 годом — тогда же открылся первый базар его отца. На картине изображен участок Сены в Жёфоссе, недалеко от дома Моне в Живерни. В том же году художник создал около дюжины пейзажей в Жёфоссе.

Саймон и Мириам Маркс повесили «Осень в Жёфоссе» в холле с колоннадой в особняке на Гросвенор-сквер в Лондоне. На выставку своего Моне они выдали только однажды — в Тейт в 1963 году для экспозиции «Работы из коллекций 20 друзей Галереи Тейт», которая длилась месяц. К ней был выпущен скромный каталог, ныне биб­лиографическая редкость, а «Осень в Жёфоссе», похоже, не привлекла внимания специалистов по Моне. Картина не упоминается в каталоге-резоне Вильденштейна ни 1979 года издания, ни 1996-го.

Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884. Фото: Leeds University Library Galleries
Клод Моне. «Осень в Жёфоссе». 1884.
Фото: Leeds University Library Galleries

Мириам Маркс умерла в 1971 году, пережив Саймона, и завещала полотно Моне компании M&S. В последующие годы оно висело в кабинете директора в штаб-квартире марки на Бейкер-стрит в Лондоне. В 2017 году его сочли слишком ценным, чтобы хранить в офисе, и работа переехала в безопасное хранилище произведений искусства.

В M&S отказались раскрывать стоимость полотна, но похожий речной пейзаж Жёфоссе был продан в 2019 году на Christie’s в Нью-Йорке за $3,5 млн. Хотя в пейзаже Моне явно заинтересованы крупные музеи страны (при условии, что он в хорошем состоянии), его передали в галерею Университета Лидса. Впрочем, выбор площадки объясняется тем, что на территории университета хранится архив компании.

Наряду с Моне M&S отправила в Лидс еще четыре картины. Среди них — важное произведение Уильяма Тёрнера «Пантеон наутро после пожара» (1792). Эта работа никогда не выставлялась; ее приобрели в 1938 году в честь открытия флагманского магазина M&S на месте бывшего оперного театра «Пантеон» на Оксфорд-стрит. «Рыночные ряды» Лоуренса Стивена Лаури были куплены в честь открытия нового магазина M&S в Манчестере в 1961 году. Две другие картины, переданные галерее, принадлежат кисти Мориса де Вламинка и Эдварда Сиго.

Представитель M&S говорит, что продавать Моне «пока не планируют», а в университетской галерее картина будет находиться до 2030 года. После запроса The Art Newspaper компания M&S и музей обратились в нью-йоркский Институт Вильденштейна — Платтнера, который подтверждает подлинность работ Моне, предложив провести экспертизу «Осени в Жёфоссе». Вердикт, скорее всего, будет вынесен в конце этого года. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+