18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звезду российского искусства Олега Кулика обвиняют депутаты Госдумы

Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля. Фото: «Арт Москва»
Ярмарка «Арт Москва» проходила в Гостином Дворе с 13 по 17 апреля.
Фото: «Арт Москва»

В Госдуме заинтересовались современным искусством. Депутаты написали в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против художника Олега Кулика в связи с его скульптурой «Большая мать». Работу показали на ярмарке «Арт Москва»

Писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в скульптурной группе Олега Кулика пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично». Как сообщает РИА «Новости», член думского комитета по просвещению Яна Лантратова отправила запрос в Минкульт, предложив «на время спецоперации на Украине создать общественный худсовет для проверки перформансов и художественных произведений на наличие провокационного содержания».

Высказались и собратья Олега Кулика по цеху, в частности автор памятника князю Владимиру, стоящего на Боровицком холме, народный художник РФ Салават Щербаков. «Не нужно столько внимания [„Большой матери“] уделять. В прошлом Кулик — мой хороший друг, но его творчество — это пародия. При противостоянии в мире добра и зла это абсолютно вредно», — сказал Щербаков изданию «Мослента».

Олег Кулик — ярчайшая звезда русского современного искусства, самобытный представитель московского акционизма. Художник родился и вырос в Киеве, но с 1980 года проживает в России. В 1984–1986 годах он служил в рядах Советской армии, в Краснознаменной Таманской дивизии, а с 1986 года поселился в Москве. Как художник и куратор сотрудничал с ведущими московскими галереями, выступал организатором больших выставочных проектов. Он многократно участвовал в ведущих мировых биеннале современного искусства (Венецианской, Стамбульской, биеннале в Сан-Паулу), делал персональные выставки в Неаполе, Генте, Бирмингеме, Париже и других городах. Творчеству Олега Кулика свойственен пафос бунтарства и провокации. Так, его знаменитый перформанс «Человек-собака» (середина 1990-х) имел символический подтекст изживания (или, наоборот, презентации) животного агрессивного неуправляемого начала в человеке.

Скульптура «Большая мать» была выполнена Олегом Куликом в сентябре 2018 года и уже демонстрировалась на выставке в Москве, в выставочном пространстве «Рихтер». Она и многочисленные другие фигуры были сделаны из нового японского материала — синтетической керамики. Как писали тогда в пресс-релизе, «автор стремился создавать из нее тела, которые ничего не изображают, кроме самих себя, лишены сексуальной идентичности, социальных, экономических и юридических смыслов». Своими формами скульптура напоминает неолитических Венер, архаический символ плодородия.

Избыточный смысл, которым наделили работу политически возбужденные зрители, самим автором в произведение не закладывался, но, очевидно, изменившийся контекст придал его старой работе новое звучание.

Примечательно, что монументальная скульптура, изображающая Родину-мать, есть не только в России, но и на Украине, в Киеве. И в том и в другом случае автором являлся Евгений Вучетич (1908–1974). Первая была сделана в 1959–1967 годах, вторая — в 1979–1981 годах, уже после смерти Вучетича ее завершал скульптор Василий Бородай.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+