Знаменитая столичная улица Кузнецкий Мост, увековеченная в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума», получила название благодаря мосту через реку Неглинную, который, в свою очередь, звали Кузнецким по располагавшейся рядом слободе кузнецов при Пушечном дворе, возникшем в конце XV века. Три столетия спустя Неглинку собирались превратить в городской канал, но в 1817–1819 годах реку пустили по трубам, а мост засыпали. Быстро застроенный дворянскими усадьбами, многочисленным жильем иностранных подданных и более скромными домиками простых обывателей, Кузнецкий Мост превратился в торговый центр Москвы, поскольку большинство построек сдавалось в аренду под лавки и магазины.
После отмены крепостного права в 1861 году сюда приходят большие деньги стремительно разбогатевших купцов-миллионеров, которые начинают строить здесь доходные дома, здания торговых фирм и банков. В начале 1870-х завсегдатаи местных модных магазинов с удивлением наблюдали, как рабочие безжалостно сносили два еще крепких двухэтажных дома в усадьбе, некогда принадлежавшей вдове ученого и общественного деятеля Василия Каразина. В 1877 году, когда наконец разобрали непривычно высокие строительные ограждения и леса, взору удивленных москвичей открылось невиданное по размерам строение. Фасад этого пятиэтажного здания был богато украшен лепным орнаментом в духе итальянского Ренессанса и барокко, а на его боковых стенах, выходивших на Неглинку и Рождественку, разместилась огромная надпись «Пассажъ Попова».
В Москве имя Константина Семеновича Попова было хорошо известно: он был наследником богатейшего чайного фабриканта Константина Абрамовича Попова, основателя фирмы «Товарищество чайной торговли и складов „Братья К. и С. Поповы“». После смерти своего бездетного дяди Константин Семенович в 20-летнем возрасте унаследовал огромное состояние и долю в чрезвычайно прибыльном чайном деле и затеял в Москве многомиллионные стройки, желая поразить почтенную публику небывалым архитектурным размахом. Самым грандиозным строительным проектом Попова стал пассаж на Кузнецком Мосту, 12, превосходивший по размерам всех конкурентов по соседству: и галерею с магазинами князя Михаила Голицына, и трехэтажный пассаж Солодовникова.
Первоначальный проект пассажа был разработан в 1873 году архитектором Александром Каминским. Важнейший деятель московского градостроительства был к тому же семейным архитектором рода Третьяковых, поскольку был женат на Софье Третьяковой, сестре знаменитых братьев-коллекционеров. Его проект был реализован лишь частично. В 1877 году Попов заказал Александру Резанову, одному из главных архитекторов храма Христа Спасителя, разработку так и не возведенных корпусов по Кузнецкому Мосту и внутри двора. Еще один талантливый зодчий, Иван Червенко, спроектировал галерею по центральной оси корпусов — ее продлили до улицы Софийка (ныне — Пушечная), и пассаж стал сквозным, что более соответствовало его назначению.
Деятельный наследник чайной империи планировал превратить здание не только в пристанище многочисленных дорогих магазинов, но и в культурно-просветительский центр.
И надо сказать, ему это удалось. Попов был человеком незаурядным, многое повидавшим, жадным до знаний, следившим за модными тенденциями. Чего только стоят его многолетние путешествия по Азии, где он изучал тонкости чайного дела, чтобы осуществить смелый, хотя и встреченный со скепсисом, план по выращиванию чая в России! Но всех сомневавшихся ему удалось с триумфом заткнуть за пояс. Русский чай с плантаций, высаженных им в 1893 году на Кавказе, уже в 1900-м произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже и завоевал золотую медаль, а в 1913 году Константину Семеновичу было пожаловано высочайшее на тот момент для любого фабриканта звание поставщика двора его императорского величества за заслуги в области производства отечественного чая. Поэтому неудивительно, что стараниями своего неутомимого владельца здание на Кузнецком Мосту стало одним из культурных очагов Москвы. Все самое лучшее, модное и передовое появлялось именно здесь. Со временем в доме разместилось множество роскошных магазинов и студий: меховых изделий С.И.Белкина, ювелирный И.Фульда, юридических книг А.Скорова, фотографии А.А.Эйхенвальда. В экспозиционных залах пассажа неоднократно выставлялись Иван Айвазовский, Николай Ярошенко, другие русские и французские живописцы. Особый интерес представляли специальные залы на верхних этажах, где экспонировалась уникальная коллекция самого Попова, собранная им во время деловых поездок в Китай, Персию, Индию и на Цейлон. Одно из лучших частных собраний в России включало произведения азиатского декоративно-прикладного и религиозного искусства и предметы культа. Значительную часть составляли этнографический (костюмы, вышивка, домашняя утварь) и естественно-научный разделы. В коллекцию также входили русские и французские гравюры XVIII–XIX веков.
Решив перебраться на Кавказ, Попов в 1899 году продал пассаж армянским банкирам, братьям Джамгаровым. Но революция внесла в судьбу великолепной постройки коррективы. Надо признать, что Джамгаровы обладали удивительной интуицией: 1 октября 1917 года, всего за 25 дней до октябрьского переворота, они спешно продали Петроградскому учетному и ссудному банку свой банкирский дом и всю недвижимость, включая бывший пассаж Попова, перевели капиталы в Европу и покинули Россию. После революции в доме 12 в разное время размещались райсовет Городского района, Госстрах СССР, трест «Электроимпорт», курсы усовершенствования врачей Министерства здравоохранения, несколько научных медицинских обществ. В 1960-х годах большая часть зданий перешла к Государственной научно-технической библиотеке, а в корпусе по Пушечной улице обосновались различные административные учреждения: Мосгорсправка, отделение милиции и другие.
Сложившаяся к началу ХХ века композиция здания в целом сохранилась до наших дней, но определенно утратила свое обаяние. Объединив усилия, многолетний опыт и мастерство, компания KR Properties и французская мануфактура художественного хрусталя Lalique, сохраняя оригинальную постройку, бережно восстанавливают аутентичный облик этого архитектурного шедевра XIX века. Инициатором и разработчиком проекта выступила компания KR Properties, миссия которой — подарить историческим зданиям Москвы новую жизнь и при этом восстановить их подлинный внешний вид, необходимый современному городу для сохранения целостности его культурной среды.
В доме, который долгое время был точкой притяжения аристократии и знаменитостей, скоро вновь появятся великолепные жилые апартаменты и пентхаусы с видами на старый центр города и звезды Кремля, на нижних этажах будут работать галерея бутиков, ресторан и кафе. Как и прежде, здание будет выделяться не только величественными фасадами, но и выполненным вручную пышным лепным декором интерьеров. Бережно отреставрированные рельефы, обрамление дверей, кованые лестничные и балконные ограждения украсят воссозданные торговые помещения, лобби и апартаменты. Внутреннее убранство дополнят стеклянные и хрустальные изделия Lalique, изготовленные вручную мастерами одной из старейших французских мануфактур.
Дом Kuznetsky Most 12 by Lalique состоит из трех секций с отдельными входами и лобби, что позволит сохранить приватность даже в кипящем жизнью центре мегаполиса. Каждая из секций имеет индивидуальную концепцию оформления, при этом сохраняя общие стилистические черты. Одним из объединяющих элементов стала майолика — яркая цветная плитка ручной работы, особенно популярная в период постройки здания. Для каждой входной группы специально разработан оригинальный орнамент. Хрустальными изделиями Lalique будут оформлены входные группы, лобби, лифты, лестницы, галереи и холлы жилых этажей. При этом интерьеры этих пространств, хоть и отличаются, все же будут выдержаны в едином стиле с элементами модерна и ар-деко.
Здание на Пушечной улице и корпус, соединяющий его со зданием на Кузнецком Мосту, поделены на две симметричные секции с обособленными входными группами и тематически названы Jardin (с золотом и флоральными мотивами в оформлении) и Aquatique (с образами морской фауны).
На Кузнецкий Мост выходит фасад секции Heritage, олицетворяющей ценность здания и отличающейся наиболее полной сохранностью исторических интерьеров. Лобби, лестницы и апартаменты Heritage отражают дух оригинального пассажа Попова. Лобби выдержано в классическом стиле, его дизайн представляет собой элегантное сочетание бережно отреставрированных исторических элементов и современных благородных материалов: черной матовой, глянцевой и перламутровой майоликовой керамики, черного гранита, полированной стали, мрамора и меди. Мебель и светильники, которые дополнят интерьер этой исторической секции, изготавливаются по специальному заказу и исключительно вручную. Главным украшением общественных пространств Heritage станут изысканные хрустальные и стеклянные изделия Lalique: женственные образы и плавные линии коллекции Femme придадут интерьеру особую изысканность и утонченность.
Лобби секции Jardin воплощает собой образ благородной осени, теплые цвета которой отражаются в сверкающих гранях хрустальных и стеклянных предметов Lalique. Монохромные тона натурального мрамора на стенах и полу, светильники в форме кленовых листьев, растительный орнамент в сочетании с живыми цветами на эксклюзивных хрустальных столиках Lalique создадут по-настоящему неповторимый антураж.
Интерьеры Aquatique вдохновлены морской тематикой. Образы струящейся воды и экзотических рыб зашифрованы в насыщенно-бирюзовых стенах, мраморных вставках, имитирующих водную гладь, а также воплощены в оригинальном хрустальном декоре Lalique.
Всего в клубном доме Kuznetsky Most 12 by Lalique разместится 58 апартаментов: 27 в секции Aquatique, 17 — в Jardin и 14 — в Heritage. При этом в исторической секции Heritage по Кузнецкому Мосту также будет два роскошных пентхауса, где, поднявшись над городом, на собственной террасе можно встретить рассвет с видом на рубиновые кремлевские звезды или просто отдохнуть от суеты.
Конечно, одно из главных достоинств Kuznetsky Most 12 by Lalique — это его адрес.
Эффектное дополнение к описанию «расположен в самом сердце столицы» здесь используется не просто для красного словца. В пешей доступности от дома находятся все главные культурные достопримечательности. Для будущих жильцов прогулка домой после вечера в Большом театре, променад по аллеям кремлевского ансамбля, пробежка тихим утром в Александровском саду или просмотр выставки в Манеже станут привычными удовольствиями. Тут же под рукой будут и ЦУМ, и Центральный детский магазин, и галерея бутиков в Третьяковском проезде и рядом с ним, где, к слову, находится и бутик Lalique. Так что продолжить общую линию оформления Kuznetsky Most 12 by Lalique легко можно будет и у себя в апартаментах.
Партнерский материал