18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Акционист Герман Нитч скончался на 84-м году жизни

Художник Герман Нитч. 2017. Фото: Philipp Schuster
Художник Герман Нитч. 2017.
Фото: Philipp Schuster

Звезда венского акционизма прославился своими кровавыми мистериями, но давно уже обрел статус мирового классика, выставляющегося в главных музеях мира

Герман Нитч, один из основателей венского акционизма — движения, известного своими жестокими ритуальными перформансами, которые часто противоречат моральным табу, — умер 18 апреля в возрасте 83 лет. Его жена Рита Нитч сообщила австрийским СМИ, что художник скончался вследствие «серьезной болезни». Символично, что в день его кончины в Венеции открылась организованная Zuecca Projects и австрийским коллекционером Гельмутом Эсом выставка «20-я художественная акция Германа Нитча», которая будет проходить одновременно с 59-й Венецианской биеннале.

Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция. Фото: Сourtesy Zuecca Project Space
Инсталляция, посвященная 20-й художественной акции Германа Нитча. Венеция.
Фото: Сourtesy Zuecca Project Space

Нитч родился 23 августа 1938 года в Вене, всего через несколько месяцев после аннексии Австрии Германией. «Мне приходилось приветствовать сверстников словами „Хайль Гитлер!“, когда я учился в школе в 1943 году, а спустя два года страна была освобождена», — рассказывал художник Vice в 2010-м. На своем сайте Нитч писал, что в период с 1943 по 1945 год он ежедневно попадал под бомбежку, его отец был убит на территории СССР, поэтому «война превратила меня в космополита и противника всех национализмов и всякой политики, еще когда я был школьником».

За неуспеваемость Нитча исключили из гимназии, но его способности позволили продолжить учебу в государственном Учебно-исследовательском институте графики в Вене. Он также проявлял большой интерес к литературе, театру и классической музыке. В 1958 году Нитч устроился на работу художником в Технический музей Вены, и именно там, в предоставленной студии, он начал придумывать музыку для того, что впоследствии станет «Театром оргий и мистерий». В рамках этого проекта, представляющего новую форму синтеза искусств, он провел более 100 акций, включая «Шестидневную пьесу».

«Мои работы передают все оттенки эмоций: любовь, гнев, экстаз и даже боль. В конце концов, история искусства всегда прославляла боль; подумайте о греческих трагедиях или Страстях Христовых», — сказал он журналу Artforum в 2018 году.

Герман Нитч. 20-я художественная акция. 1987. Сецессион, Вена. Фото: Heinz Cibulka
Герман Нитч. 20-я художественная акция. 1987. Сецессион, Вена.
Фото: Heinz Cibulka

За акции, в которых смешивались театр и бойня, его не раз арестовывали. В 1988 году во время первого визита Ничто в Австралию полиция изъяла видеокассеты с его выставки кровавых картин на 7-й Сиднейской биеннале; в 2015-м Музей Jumex в Мехико отменил выставку художника; а в 2017-м прошли массовые протесты против его проекта на Тасмании.

В 1960-м ранние перформансы привели к появлению картин, близких к «живописи действия». К 1963 году Нитч перестал создавать эти картины, хотя вернулся к ним в начале 1980-х, и они оставались ключевой частью его практики. Три такие крупноформатные работы в 2020 году были переданы в дар Третьяковской галерее, а десятью годами ранее художник приезжал в Москву на открытие его выставки «Театр оргий и мистерий» в Stella Art Foundation.

В 1971 году Нитч приобрел замок Принцендорф в Нижней Австрии, где жил, работал и ставил спектакли вплоть до конца жизни. В 1998 году он задумал показать в замке одну из своих крупнейших постановок — «Шестидневную пьесу». В ней участвовали около 500 исполнителей, и, как писал Нитч, также «требовались три оркестра, группа камерной музыки, большой смешанный хор, кухня, плотник, мясник, врачи и даже юристы». Как следует из названия, спектакль длился шесть дней. Галерея Pace, которая стала представлять Нитча в начале этого года, объявила, что работа будет повторно показана ​​в замке Принцендорф в июле.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+