18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Успенский собор Московского Кремля открывает всё новые тайны

Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами. Фото: Музеи Московского Кремля
Пространство Успенского собора уже шестой год методично исследуется специалистами.
Фото: Музеи Московского Кремля
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Древние фрески собора в конце XIX века оказались скрыты под смонтированным в то время иконостасом. Сейчас реставраторы шаг за шагом исследуют росписи, о которых прежде имелись только смутные представления и косвенные свидетельства

Во время реставрационных работ в Успенском соборе обнаружили еще несколько ранее неизвестных фресок, сообщает пресс-служба Музеев Московского Кремля. Находка была сделана в южной (правой) части главного иконостаса. После снятия икон там были открыты фрагменты стенописи, прежде недоступные для исследования и неведомые большинству специалистов. Хотя об их существовании было известно по письменным и графическим документам второй половины XIX века, смонтированный впоследствии иконостас скрыл всё.

Найденные сцены располагаются на западной грани южного алтарного столба, а также на стене старой соборной ризницы, находящейся в юго-восточной части храма за иконостасом. За иконами верхнего, праотеческого, яруса оказался небольшой по составу и очень редкий для древнерусского искусства цикл жития раскаявшейся блудницы преподобной Марии Египетской, в основе своей относящийся к 1643 году, периоду правления царя Михаила Романова. За иконами второго сверху яруса, пророческого, были открыты композиции, принадлежащие более раннему времени, XV или началу XVI века. Это часть композиции «Гостеприимство Авраама» и почти полностью сохранная сцена «Избиение младенцев в Вифлееме».

Успенский собор. Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons
Успенский собор.
Фото: Ludvig14/Wikimedia Commons

Находка была ожидаемой: неисследованные росписи даже проступали из-под конструкций иконостаса. Однако добрались до них не сразу. Сначала, в 2020 году, были исследованы фрески, скрывавшиеся на северо-восточном (левом) столбе за иконостасом. Под иконами оказались скрыты нетронутые изображения святых, сцена с явлением Троицы Ветхозаветной коленопреклоненному Аврааму, на самом верху — медальон с изображением святого Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения.

Тогда хранитель Успенского собора Алексей Барков рассказывал нашему изданию, что в музее уже предвкушают то, что увидят на втором столбе, когда до него дойдет очередь. Под Богоматерью на самом верху столба (напротив Гавриила) исследователи предполагали нечто, парное медальону с Антонием Сийским. Однако там оказался цикл с Марией Египетской и часть сцены «Происхождение Честных Древ».

Ученые задавались вопросом, что окажется напротив явления Троицы Ветхозаветной Аврааму под Мамврийским дубом, так как в системе росписи православного храма ему нет жесткого соответствия. В итоге оказалось, что это следующая по хронологии сцена, где Авраам устраивает для явившихся ангелов пиршество.

Реставрация фресок главного русского храма идет с 2017 года, ее планируют завершить в ближайшие годы. Работы ведутся при поддержке ПАО «Транснефть». Нынешний, третий этап реставрации монументальной живописи предполагает полный комплекс реставрационно-консервационных работ по фрескам южной части храма (южной стены, юго-восточного свода и юго-западной главы), а также раскрытие из-под записей древней живописи в дьяконнике собора.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+