Художественный музей Базеля подготовил смелый проект, в котором американская художница Дженни Хольцер представила свою интерпретацию творчества Луиз Буржуа, отобрав экспонаты из ее огромного архива. Феминистка Хольцер известна своей деятельностью на стыке активизма и современного искусства. Визитная карточка ее творчества — использование текстов и встраивание своих работ в публичное пространство, в том числе на листовках, рекламных щитах и грузовиках. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она решила использовать записи Буржуа и ее графические произведения с текстовыми элементами. Художницы были знакомы лично, и Хольцер поясняет, что ее задачей на этой выставке было продемонстрировать «количество и качество, хрупкость, тревожность и абсолютную убийственность» обширного наследия Буржуа. Выставка объединяет более 250 произведений.
Если одни залы можно назвать нейтральными, то другие отчетливо представляют видение Хольцер. Например, зал, где целая стена полностью покрыта факсимиле страниц, исписанных красивым почерком Буржуа. Или зал с небольшими обрамленными рисунками и текстильными работами, расположенными в виде глаза: намек на возможное влияние сюрреализма на ее творчество. Последний зал занят головокружительными концентрическими кругами кроваво-красного цвета, выполненными гуашью, и натуралистичными изображениями родов и женских половых органов. Почетное место между ними занимает работа из собственной коллекции Хольцер — изображение набухших мужских гениталий на оборотной стороне почтового конверта с эмблемой Белого дома.
Естественно, Хольцер не отказалась и от использования столь любимых ею современных технологий. Одну из самых выдающихся инсталляций Буржуа — «Разрушение отца», представляющую собой диораму из огромных латексных гнойников, залитую ярко-красным светом, обогатили технологией дополненной реальности. При помощи телефонов посетители могут наблюдать разрушение под звуки детской песенки в исполнении самой Буржуа.
Вдобавок Хольцер разместила четыре произведения Буржуа в залах старых мастеров в расположенном рядом главном здании музея. Соседство скульптуры Cumul 1 (1969), представляющей собой лоснящуюся группу мраморных наростов, с картиной XVI века кисти Никлауса Мануэля, на которой изображена Фисба, готовящаяся нанести себе смертельный удар у мертвого тела Пирама, демонстрирует завидную силу и уверенность художницы ХХ века.
Художественный музей Базеля
«Луиз Буржуа по Дженни Хольцер»
До 15 мая