18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Олег Кулик о «Большой матери»: «Я не делал пародии. Эта скульптура — моя исповедь»

Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019. Фото: ГУМ-Red-Line
Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019.
Фото: ГУМ-Red-Line

Звезда русской арт-сцены, художник Олег Кулик объяснил смысл своей скульптуры, внешний вид которой заставил депутатов Госдумы обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело

Художник Олег Кулик вчера был вызван в Следственный комитет, чтобы дать разъяснения по поводу скульптуры «Большая мать», которая была показана на прошедшей в выходные ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Ранее писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в этом произведении пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично».

Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС
Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе.
Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

По нашей просьбе Олег Кулик объяснил, что хотел сказать своей работой:

«Пока идет следствие, открыто уголовное дело по факту об осквернении символов воинской славы (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Будет заключение экспертной комиссии СК, было ли оскорбление воинской чести и славы. Личное приняли за общее. Сегодня написал следователю объяснительную. Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и ее даже не начинал. Скульптура „Большая мать“ была выставлена в 2018 году. Делалась она почти три года и была болезненным изживанием травмы, связанной с расставанием с любимой женой. У меня жизнь исчезла, не то что какие-то символы или вопросы окружающих людей. Я обнаружил себя в энергетическом тупике, не мог работать. Я всегда был трудоголиком и человеком без тормозов, но вдруг оказался человеком, который затормозил и надолго.

Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и в каком-то смысле терапия. Мне казалось, это получилось, хотя сегодня у меня возникли сомнения.

Я не делал пародии. На три года ни у одной пародии не хватит энергии. Меч, вложенный в руки самой архаичной из Венер, был просто выразительным символом власти. Во время работы он претерпел не одну трансформацию: сначала была плеть, которая сложно связывала всех персонажей, потом возник изогнутый кинжал-ятаган, но он привнес неожиданные смыслы, напрямую отсылая к восточным богиням смерти. Прямой меч давал необходимую остроту и законченность композиции, но он, конечно, не отсылал конкретно ни к „Свободе на баррикадах“ Делакруа, ни к Вучетичу.

Фрагмент фронтона здания суда в Риме. Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент. Фото: ТАСС
Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли. Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес
Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900. Фото: Christie's
Фрагмент фронтона здания суда в Риме. Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
1 / 5
Фрагмент фронтона здания суда в Риме.
Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre
Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент.
Фото: ТАСС
Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли.
Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес
Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900.
Фото: Christie's
Фрагмент фронтона здания суда в Риме.
Фото: Jebulon/Wikimedia Commons
Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre

Мою работу можно считать политичной, только если рассматривать гендерные политики, столкновение мужского и женского начал, энергий активных и пассивных. Но и в этом смысле она максимально субъективна и сосредоточена на нашей взаимной безжалостности друг к другу и тотальном отсутствии эмпатии. Во мне самом как будто живут несколько мужчин, которые тянут в разные стороны и не дают определиться, понять в повседневной жизни, хочу я примирения или столкновения, готов уступить или нет. В жизни я знал много сильных женщин, начиная с матери, и, как все мальчики, вынужденно считал это нормой, хотя внутренне сопротивлялся. Феминизм и воинствующая „новая этика“ особенно остро поставили всех нас, мужчин и женщин, перед сложным выбором, как решать проблему взаимного недовольства, амбиций, взаимного непонимания.

Скульптура — трудный вид искусства, тяготеющий к декоративности или идеологии. Особенно она трудна для передачи сложных психологических состояний и внутренних травм.

Однако я видел общечеловеческое содержание в своей работе и был доволен конечной визуализацией собственных интимных переживаний.

Именно их интимность так долго не позволяла мне показывать работу публично. Только в 2018 году я решился показать ее на выставке в Москве, в выставочном пространстве „Рихтер“. Неожиданная интерпретация и упрощенная политизация мужской травмы выглядит непониманием задачи, которую я ставил перед собой. Хотя я вынужден согласиться, что в этом есть авторская непроработанность смыслов, некоторая формальная двусмысленность и, главное, невнимательность к текущему политическому контексту. P. S. Я действительно родился в СССР в городе Киеве, в апреле 1981 года переехал в столицу страны Москву и с тех пор живу здесь, дома, и считаю себя российским художником».

Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997. Фото: © Fernando Botero
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э. Фото: Ziko van Dijk
Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995. Фото: The Lucian Freud Archive
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997. Фото: © Fernando Botero
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э. Фото: Ziko van Dijk
1 / 3
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997.
Фото: © Fernando Botero
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э.
Фото: Ziko van Dijk
Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995.
Фото: The Lucian Freud Archive
Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997.
Фото: © Fernando Botero
Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э.
Фото: Ziko van Dijk

Художественная традиция использования фигуры женщины-воительницы восходит к древним цивилизациям. Богиня победы Ника (в римской мифологии — Виктория) с копьем или лавровым венком, Фемида, богиня правосудия (иногда меч ее опущен, а иногда воздет), как и «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа (1830), статуя Свободы в США (1876) или скульптуры Евгения Вучетича, обращаются к одной и той же традиции.

Вторая составляющая образа — тучное женское тело как символ плодородия, еще более древний символ. Начиная с Виллендорфской Венеры (и десятков других неолитических скульптур) и до рубенсовских женщин, кустодиевских красавиц, пышных дам Фернандо Ботеро, «Спящей социальной смотрительницы» Люсьена Фрейда (1995) изображение дородной женщины воспринимается художниками как символ продолжения жизни и изобилия, а его трактовка ставит перед ними сложные и интересные для воплощения в разных материалах художественные задачи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+