Дар целительства в христианской традиции неразрывно связан с молитвой и верой. такое представление веками отражалось и в текстах, и в изображениях, и в богослужебной практике, и в поведенческих паттернах, обусловленных почитанием того или иного святого.
Выставка в Музее имени Андрея Рублева состоит из двух больших разделов, которые сопряжены между собой тематически, но разграничены по формальным признакам. те самые святые врачи из ее названия стали главными героями первого раздела, поскольку образуют особую группу в сонме небесных покровителей. «можно сказать, что это целый чин святых целителей, или „врачей-бессребреников“, — рассказывает Надежда Герасименко, куратор выставки и заведующая научно-фондовым отделом музея. — Хотя официально такого чина нет, но в иконописных руководствах эта группа выделяется. она небольшая, первоначально включавшая примерно 13 святых, потом была несколько расширена. Чаще всего эти святые были при жизни профессиональными врачами, хотя лечили они не только врачебным искусством, но и обращением к имени Бога».
К этому условному чину относят великомученика Пантелеимона, его учителя Ермолая, бессребреников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, преподобного Сампсона Странноприимца и нескольких других святых врачей византийского времени. сюда же включены четверо русских «безмездных врачей», все они были связаны с киево-печерской лаврой — это Прохор Чудотворец, Агапит, Дамиан и Ипатий.
Второй раздел выставки посвящен церковным и народным представлениям о помощи при болезнях, которую можно было ждать от гораздо более широкого круга небесных покровителей. Традиция наделяла многих из них: святителей, мучеников, преподобных и святых жен, — помимо прочего, еще и даром целительства. В русской иконописи и печатной графике существовал особый жанр «лечебников», или «целебников», — многочастных композиций с изображениями ликов и словесными пояснениями, «каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны». Нередко представления эти слабо соотносились с житиями и официальными чинами почитания.
Основой выставки служат иконы разного времени — от складня XV века из собрания Третьяковской галереи до произведений, датированных началом хх столетия. Хотя представлено и множество других исторических материалов. Например, в одной из витрин показаны вотивные подвески к иконам (фигурки, изображающие людей в целом или части тела) в благодарность за излечение или в надежде на него. По словам Надежды Герасименко, эта традиция наблюдалась в регионах, тесно контактировавших с католическим миром, в частности на Брянщине и в Архангельской губернии.
Экспозиция получилась многодельной: 27 участников выставки — от государственных и частных музеев до церковных собраний и частных коллекций.
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве»
До 29 мая