18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей имени Андрея Рублева посвятил выставку святым врачам

«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Выставка «Святые врачи» посвящена образам целителей в иконописи, среди которых великомученик Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан, преподобный Сампсон Странноприимец и другие почитаемые святые

Дар целительства в христианской традиции неразрывно связан с молитвой и верой. такое представление веками отражалось и в текстах, и в изображениях, и в богослужебной практике, и в поведенческих паттернах, обусловленных почитанием того или иного святого.

Выставка в Музее имени Андрея Рублева состоит из двух больших разделов, которые сопряжены между собой тематически, но разграничены по формальным признакам. те самые святые врачи из ее названия стали главными героями первого раздела, поскольку образуют особую группу в сонме небесных покровителей. «можно сказать, что это целый чин святых целителей, или „врачей-бессребреников“, — рассказывает Надежда Герасименко, куратор выставки и заведующая научно-фондовым отделом музея. — Хотя официально такого чина нет, но в иконописных руководствах эта группа выделяется. она небольшая, первоначально включавшая примерно 13 святых, потом была несколько расширена. Чаще всего эти святые были при жизни профессиональными врачами, хотя лечили они не только врачебным искусством, но и обращением к имени Бога».

К этому условному чину относят великомученика Пантелеимона, его учителя Ермолая, бессребреников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, преподобного Сампсона Странноприимца и нескольких других святых врачей византийского времени. сюда же включены четверо русских «безмездных врачей», все они были связаны с киево-печерской лаврой — это Прохор Чудотворец, Агапит, Дамиан и Ипатий.

«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Второй раздел выставки посвящен церковным и народным представлениям о помощи при болезнях, которую можно было ждать от гораздо более широкого круга небесных покровителей. Традиция наделяла многих из них: святителей, мучеников, преподобных и святых жен, — помимо прочего, еще и даром целительства. В русской иконописи и печатной графике существовал особый жанр «лечебников», или «целебников», — многочастных композиций с изображениями ликов и словесными пояснениями, «каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны». Нередко представления эти слабо соотносились с житиями и официальными чинами почитания.

«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Основой выставки служат иконы разного времени — от складня XV века из собрания Третьяковской галереи до произведений, датированных началом хх столетия. Хотя представлено и множество других исторических материалов. Например, в одной из витрин показаны вотивные подвески к иконам (фигурки, изображающие людей в целом или части тела) в благодарность за излечение или в надежде на него. По словам Надежды Герасименко, эта традиция наблюдалась в регионах, тесно контактировавших с католическим миром, в частности на Брянщине и в Архангельской губернии.

Экспозиция получилась многодельной: 27 участников выставки — от государственных и частных музеев до церковных собраний и частных коллекций.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+