«У одного мальчика вместо ушей были крылья. Он выглядел странно», — так начинается детская книжка «Молоко сновидений», которую сочинила и проиллюстрировала художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон. В коротких рассказах она обрисовала целую галерею причудливых гибридных существ. Неким странным гибридом кажется и венецианская биеннале 2022 года, позаимствовавшая у этой книги название. Для публики она откроется 23 апреля и представляет собой — впрочем, как и всегда — комбинацию довольно разрозненных инициатив. Основная выставка, участие в которой принимают более 200 художников из 58 стран, традиционно заняла Центральный павильон в Джардини и Арсенал. Ее курирует Чечилия Алемани — первая итальянка на посту художественного руководителя Венецианской биеннале.
Также свои экспозиции, лишь в редких случаях перекликающиеся с основной, представляют 80 национальных павильонов. Кроме того, по всему городу — в музеях, галереях и фондах — развернулись проекты параллельной программы, одобренные куратором, и другие выставки-сателлиты. Мы отобрали из этого многоголосия все самое яркое и ожидаемое.
Основной проект биеннале сосредоточен на теме телесных метаморфоз и симбиотической, порождающей различные гибридные состояния, связи человека с природой и миром технологий. К слову, трансформациям и мутациям на выставке подвергаются не только человеческие образы, но и привычные каноны, иерархии. Так, в ней участвует беспрецедентное для Венецианской биеннале число женщин — около 90% участников. Как подчеркивает Алемани в интервью, это имеет особое символическое значение для Италии, которая в области гендерных дискуссий до сих пор застряла в Средневековье. Важно, что на первый план выдвинуты те авторы, чей вклад в историю искусства считался второстепенным. Кроме того, выставка открывает множество новых имен, хотя нашлось место и для таких звезд, как, например, Нан Голдин, Барбара Крюгер и Сесилия Викунья, которой, между прочим, вручат «Золотого льва». Экспозиция поделена на современную и историческую части, рифмующиеся друг с другом. Произведения художников прошлого заключены в «капсулы времени» — пять павильонов с загадочными названиями типа «Колыбель ведьмы» или «Соблазнение киборга». Каждый из них раскрывает ту или иную тему, а сгруппированные вокруг капсул современные работы ее подхватывают и продолжают.
В национальных павильонах на 59-й Биеннале критикуется сама идея национальных павильонов. Впрочем, это не столько парадоксально, сколько закономерно: они давно считаются атавизмом. Франция борется с призраками колониального прошлого, доверяя свою площадку художнице алжирского происхождения Зинеб Седира, которая по случаю 60-летия обретения Алжиром независимости показывает кинематографическую инсталляцию, посвященную активистскому кинопроизводству 1960–1970-х. Великобританию впервые представляет темнокожая женщина — Соня Бойс; которая говорит о своем проекте как о «максималистском», забавном и декоративном. Немка Мария Айхорн до открытия биеннале намекнула, что будет иметь дело с политическим контекстом павильона своей страны, который когда-то был украшен нацистским имперским орлом.
В свою очередь, Швеция, Норвегия и Финляндия, разделяющие так называемый Северный павильон, передали его саамам — представителям малочисленного коренного народа Северной Европы. Одна из художниц, Марет Анне Сара, подготовила шокирующе-щемящую инсталляцию из тел северных оленят и оленьих желудков, отсылающую к борьбе саамского оленеводческого сообщества с норвежским правительством, принуждающим к забою животных.
Ряд стран впервые принимает участие в биеннале — это Камерун, Намибия, Непал, Оман и Уганда. Присутствие Украины оставалось под вопросом, однако, как сообщил представляющий страну художник Павел Маков, его работу удалось провезти через границу, чтобы показать в Венеции. Российский павильон закрыт, так как художники Кирилл Савченков и Александра Сухарева отказались от участия сразу после начала спецоперации на Украине.
В связи с нарастающей во всем мире напряженностью резонанс вызовут инициативы австралийского и хорватского павильонов. В первом саунд-художник Марко Фусинато устроил длительный шумовой перформанс: на протяжении всех семи месяцев работы биеннале он будет исполнять на электрогитаре скрежещущее и диссонирующее сочинение Disasters («Катастрофы»), в котором воплотится фрустрация автора. Хорватский художник Томо Савич-Гекан вместе с куратором Еленой Филипович, директором базельского Кунстхалле, откликнулись на ситуацию «постправды», когда факты тонут в лавине слухов, эмоций и личных убеждений. Ежедневно они будут отсылать в павильоны других стран группу «специальных агентов», призванных действовать в соответствии с алгоритмами, выводимыми искусственным интеллектом на основе последних новостей, опубликованных в крупных СМИ.
В Галерее Академии параллельно с биеннале развернулась ретроспектива Аниша Капура, где, помимо прочего, впервые представлены инновационные художественные объекты, созданные с использованием Vantablack — суперчерного наноматериала, поглощающего почти 100% падающего на него света. В свою очередь, Ансельм Кифер проливает свет на роль современного искусства в расширении философских перспектив — названием его выставки, созданной специально для одного из залов Дворца дожей, служит цитата итальянского философа Андреа Эмо: “Questi scritti, quando verranno bruciati, daranno finalmente un po’ di luce” («когда эти сочинения сожгут, они наконец дадут немного света»). В Пунта делла Догана, из-за переноса биеннале на год в связи с пандемией, продлили экспозицию Брюса Наумана, открытую еще весной 2021-го, а в палаццо Чини запустили выставку-досье Йозефа Бойса — легендарного врачевателя болезней общества. Экспозиция в коллекции Пегги Гуггенхайм, исследующая интерес сюрреалистов к магии и оккультизму, перекликается с одной из «капсул времени» в основном проекте биеннале. Что касается Фонда Prada, то на его венецианской площадке в рамках третьего этапа проекта Human Brains («Мозг человека») воплотили в выставочной форме историю изучения человеческого мышления.
Чечилия Алемани рассказывает, что ее шестилетний сын, когда она читала ему сюрреалистическое «Молоко сновидений», был удивлен тем, что это детская книга. А книга, надо заметить, действительно довольно макабрическая. Сегодня, в свою очередь, сомневаешься в том, что 59-я «мостра» запомнится «веселой биеннале возрождения и единения после стольких месяцев разлуки», как Алемани предположила в февральском интервью порталу My Art Guides. Карнавал искусства в городе, постепенно уходящем под воду, лишь усиливает сопутствующее всему человечеству в последние года три ощущение того, что «вокруг творится какой-то сюр».
59-я Венецианская биеннале «Молоко сновидений»
23 апреля – 27 ноября