18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Усадьба Архангельское: от рисунка до воплощения

Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Научный каталог архитектурной графики, хранимой в подмосковном музее-усадьбе, описывает и демонстрирует те листы, из духа и буквы которых возникал исторический облик ансамбля. Проведенные исследования меняют некоторые наши представления о прошлом

Музей-усадьба «Архангельское» выпустил научный каталог своего собрания архитектурной графики, которое включает рисунки и чертежи архитекторов, в разное время работавших на строительстве подмосковной усадьбы и отдельных сооружений на ее территории.

К эпохе, когда имение принадлежало князьям Голицыным, относятся рисунки архитекторов Жан-Жакоба Герна и Джакомо Тромбары (об особенностях французского неоклассицизма Герна пишет Юлия Клименко). А в 1810 году усадьбу приобрел Николай Борисович Юсупов, который развернул здесь активное строительство. Проект гос­подского дома исследователи связывают с именами Осипа Бове, Ильи Жукова, Степана Мельникова и Евграфа Тюрина (чертежи двух последних воспроизведены в книге). Обстоятельствам этого строительства, а также подробному анализу корпуса архитектурной графики в контексте предпочтений Николая Юсупова посвящена вступительная статья Татьяны Дудиной.

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.
Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.

Особого внимания удостоен проект знаменитого Театра Гонзаги — жемчужины усадьбы. Самому Пьетро Гонзаге приписывается всего два рисунка из коллекции, имена остальных авторов чертежей не установлены. Марина Краснобаева приводит в своей статье все известные факты об этом проекте. Да и в целом авторы-составители суммируют сведения об отдельных памятниках, скрупулезно изучив каждый чертеж и рисунок. Для этого были привлечены материалы из разных музейных собраний Москвы и Петербурга.

Внутри самого каталога продолжается рассказ об истории создания ансамбля, так как все графические листы поделены на соответствующие группы. Сначала приведены планы усадьбы, затем проекты Большого дома разных архитекторов, а далее — различные постройки в саду и парке. И конечно, театр и усыпальница Юсуповых — Сумароковых-Эльстонов, построенная по проекту Романа Клейна.

Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

В каталожных описаниях отдельные постройки рассматриваются в контексте истории русского зодчества того или иного периода. Это позволяет по-новому взглянуть на летопись создания и бытования всего ансамбля. Вопреки распространенному мнению о том, что авторами архитектурной графики для усадьбы Архангельское были крепостные зодчие, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Николаем Юсуповым к производству чертежей учеников Архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он состоял с 1814 года.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+