18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское: от рисунка до воплощения

Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Разрез Овального зала Большого дома. 1810-е. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Научный каталог архитектурной графики, хранимой в подмосковном музее-усадьбе, описывает и демонстрирует те листы, из духа и буквы которых возникал исторический облик ансамбля. Проведенные исследования меняют некоторые наши представления о прошлом

Музей-усадьба «Архангельское» выпустил научный каталог своего собрания архитектурной графики, которое включает рисунки и чертежи архитекторов, в разное время работавших на строительстве подмосковной усадьбы и отдельных сооружений на ее территории.

К эпохе, когда имение принадлежало князьям Голицыным, относятся рисунки архитекторов Жан-Жакоба Герна и Джакомо Тромбары (об особенностях французского неоклассицизма Герна пишет Юлия Клименко). А в 1810 году усадьбу приобрел Николай Борисович Юсупов, который развернул здесь активное строительство. Проект гос­подского дома исследователи связывают с именами Осипа Бове, Ильи Жукова, Степана Мельникова и Евграфа Тюрина (чертежи двух последних воспроизведены в книге). Обстоятельствам этого строительства, а также подробному анализу корпуса архитектурной графики в контексте предпочтений Николая Юсупова посвящена вступительная статья Татьяны Дудиной.

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.
Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Музея-усадьбы «Архангельское»: Научный каталог / Авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. М.: Кучково поле; Музеон, 2021. 440 с.

Особого внимания удостоен проект знаменитого Театра Гонзаги — жемчужины усадьбы. Самому Пьетро Гонзаге приписывается всего два рисунка из коллекции, имена остальных авторов чертежей не установлены. Марина Краснобаева приводит в своей статье все известные факты об этом проекте. Да и в целом авторы-составители суммируют сведения об отдельных памятниках, скрупулезно изучив каждый чертеж и рисунок. Для этого были привлечены материалы из разных музейных собраний Москвы и Петербурга.

Внутри самого каталога продолжается рассказ об истории создания ансамбля, так как все графические листы поделены на соответствующие группы. Сначала приведены планы усадьбы, затем проекты Большого дома разных архитекторов, а далее — различные постройки в саду и парке. И конечно, театр и усыпальница Юсуповых — Сумароковых-Эльстонов, построенная по проекту Романа Клейна.

Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых. Фото: Музей-усадьба «Архангельское»
Неизвестный архитектор. Фасад и план Турецкого домика. 1824. Лист из «Альбома чертежей по Архангельскому» из собрания князей Юсуповых.
Фото: Музей-усадьба «Архангельское»

В каталожных описаниях отдельные постройки рассматриваются в контексте истории русского зодчества того или иного периода. Это позволяет по-новому взглянуть на летопись создания и бытования всего ансамбля. Вопреки распространенному мнению о том, что авторами архитектурной графики для усадьбы Архангельское были крепостные зодчие, в каталоге впервые обосновывается факт привлечения Николаем Юсуповым к производству чертежей учеников Архитектурной школы Экспедиции кремлевского строения, начальником которой он состоял с 1814 года.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+