18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Стюарты все потратили: время экстравагантных архитектурных проектов

Антонио Давид. «Крещение принца Чарльза Эдварда Стюарта». 1725. Фото: Scottish National Portrait Gallery
Антонио Давид. «Крещение принца Чарльза Эдварда Стюарта». 1725.
Фото: Scottish National Portrait Gallery
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Королевская династия, правившая в Англии больше столетия, хотя и с перерывами, запомнилась историкам не только войнами и казнями, но и дорогостоящим дворцовым строительством. Книга Саймона Тёрли предлагает обзор того, что у Стюартов получилось, и того, что не сложилось

Еще недавно король Шотландии Яков VI, а теперь уже Яков I Английский 7 мая 1603 года въехал в столицу своего нового государства. Настала эпоха династии Стюартов. Тысячи лондонцев собрались в Стэмфорд-Хилл, чтобы поглазеть на короля; лорд-мэр готовился преподнести ему ключи от города; полтысячи пышно одетых всадников сопровождали процессию.

Случилась небольшая заминка. Яков должен был направиться в лондонский Тауэр и находиться там до коронации, но замок не был готов к его приему. Как пишет Саймон Тёрли в книге «Дворцы революции: жизнь, смерть и искусство при дворе Стюартов», за бархатным занавесом можно было узреть неприглядную картину: часть Тауэра была в запустении. В парадном зале зияла дыра в небеса, а королевские покои десятилетиями походили на чулан. Пока Яков пребывал в Тауэре, там срочно возвели стену, загораживавшую вид на гигантскую навозную кучу.

Simon Thurley. Palaces of Revolution: Life, Death and art at the Stuart court. William Collins. 560 с. £25. На английском языке
Simon Thurley. Palaces of Revolution: Life, Death and art at the Stuart court. William Collins. 560 с. £25. На английском языке

При Стюартах искусство и архитектура в Англии рассматривались отнюдь не только как что-то функциональное или помпезное. Королевские резиденции исполняли роль велеречивых манифестов на тему авторитета власти. Разнообразие произведений изобразительного и декоративного искусства из Англии, Италии, Нидерландов и Франции, будь то шпалеры английской фабрики в Мортлейке или роскошная французская кровать, окутанная великолепным импортным шелком с золотистыми гирляндами, толковалось именно таким образом.

Потраченные в те времена средства бывали огромными. Так, Анна Датская, жена Якова I, израсходовала £45 тыс., перестраивая Сомерсет-Хаус на Стрэнде. Генриетта-Мария, жена Карла I, потратила целое состояние на строительство католической часовни (разграбленной толпой во время гражданских войн середины XVII века). Тёрли воскрешает в памяти читателей некоторые исчезнувшие здания, включая прекрасный, по общему мнению, дворец Теобальдс в Хартфордшире и очень уютное купольное сооружение в прославленном саду в Уимблдоне. А еще книга рассказывает о том, что Карл I планировал полностью перестроить дворец Уайтхолл (там предполагалась, в частности, галерея длиной более 300 м). Воплощение в жизнь именно этого проекта закончилось для монарха отсечением головы в Банкетинг-Хаусе.

Пауль ван Сомер. «Портрет короля Якова I Английского». Около 1620. Фото: The Royal Collection
Пауль ван Сомер. «Портрет короля Якова I Английского». Около 1620.
Фото: The Royal Collection

В только что вышедшем ярком компендиуме Саймона Тёрли содержится меньше истории архитектуры и больше давних анекдотов, чем в его же исследованиях отдельных зданий, публиковавшихся ранее. Однако в книге все же представлены многочисленные планировки помещений и репродукции старинных гравюр, что настраивает читателя на воображаемую прогулку по историческим дворцам.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+