18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Объявлены победители Венецианской биеннале

Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Сесилия Викунья, получившая награду за вклад в искусство.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Международная выставка вручила призы художникам, большинство из которых на этот раз женщины

59-я Венецианская биеннале, открывшаяся 23 апреля, вручила награды — золотых и серебряных «львов».

«Золотого льва» за национальный павильон получила Великобритания, которая представила инсталляцию «Чувствуя ее путь» художницы Сони Бойс. Проект объединяет видеоработы с участием пяти темнокожих женщин-музыкантов разных поколений — Поппи Аджуды, Жаки Данкворт, Софии Джернберг, Таниты Тикарам и композитора Эрроллин Валлен, — которые импровизируют, взаимодействуют и играют своими голосами. Великобритания достаточно давно не получала подобной награды: последним британским обладателем «Золотого льва» был Ричард Гамильтон в 1993 году.

Художница Соня Бойс. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Соня Бойс.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Проект является продолжением другой идеи Сони Бойс — Devotional, постоянно растущего архива винила, компакт-дисков и памятных вещей, начатого в 1999 году. «Соня Бойс предлагает другое прочтение истории через звук. Работая вместе с другими темнокожими женщинами, она раскрывает множество замалчиваемых историй», — отмечает жюри премии.

«Золотой лев» в номинации лучшему художнику основного проекта «Молоко сновидений» был вручен Симоне Ли, представляющей США. Ли показала скульптуру высотой почти пять метров под названием «Кирпичный дом» (2019). Эта фигура безглазой афроамериканки встречает посетителей биеннале прямо у входа на выставку, это первое, что вы видите на основном проекте в Арсенале. По словам жюри премии, Ли получила награду «за тщательно проработанное… и очень убедительное монументальное открытие Арсенала».

Художница Симона Ли. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Художница Симона Ли.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

Особого упоминания удостоился павильон Франции, который в этом году представляет Зинеб Седира, первая художница алжирского происхождения на биеннале от этой страны. Еще одно особое упоминание получил угандийский павильон, дебютировавший в этом году на биеннале с участием художников Акайе Керунена и Коллина Секаджуго. Уганда получила награду за «признание их видения, амбиций и приверженности искусству и работе в своей стране».

Художники Шувинай Ашуна («Без названия», 2021) и Линн Хершман Лисон («Логика парализует сердце», 2021) из США также получили особые упоминания за свои произведения, представленные в проекте «Молоко сновидений». «Ашуна признает насилие колониального воздействия и в своей работе предлагает возможности избежать тупика […] прислушиваясь к знаниям коренных народов», — говорится в заявлении для прессы. Художник из Бейрута Али Черри получил «Серебряного льва» в номинации «Многообещающий молодой участник»; его серия скульптур «Титаны» (2002) — это три фигуративные скульптуры из грязи, также представленные на «Молоке сновидений».

Как было объявлено ранее, почетных «золотых львов» за жизненные достижения получили немецкая художница Катарина Фрич и чилийская художница Сесилия Викунья. Обе были выбраны куратором проекта Чечилией Алемани; их работы тоже можно увидеть на основном проекте в Арсенале. По словам Алемани, «вклад Фрич в современное искусство, особенно скульптуру, неоценим», а Викунья «шла своим путем в течение десятилетий, предвосхищая множество экологических и феминистских дебатов, предвидя новые личные и коллективные мифологии».

Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто. Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia
Куратор основного проекта биеннале Чечилия Алемани, художница Катарина Фрич и президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто.
Фото: Andrea Avezzù/Courtesy La Biennale di Venezia

В состав жюри входят его президент Адриенна Эдвардс, Лоренцо Джусти (Италия), Хульета Гонсалес (Мексика), Бонавентура Со Беженг Ндикунг (Камерун) и Сюзанна Пфеффер (Германия).

В своем вступительном слове Чечилия Алемани сказала, что «на то, чтобы добраться сюда, ушло два года страха и ужасных потерь», имея в виду, что биеннале была отложена из-за пандемии COVID-19. В предыдущий раз ее откладывали в 1944 году в конце Второй мировой войны.

59-я Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+