18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Янтарная комната стала ближе

Янтарная комната. Фото: Руслан Шамуков
Янтарная комната.
Фото: Руслан Шамуков

Музей-заповедник «Царское Село» представил копию Янтарной комнаты, созданную с помощью VR-технологий

Самый знаменитый музейный объект Царского Села — Янтарную комнату — любой посетитель теперь сможет рассмотреть в мельчайших деталях и даже потрогать. И не только посетитель Екатерининского дворца, в котором находится комната: благодаря новому проекту в формате виртуальной реальности «Янтарная комната. VR-версия» прикоснуться к драгоценным янтарным стенам смогут жители других регионов России и зарубежья. Потому что ее точная VR-копия, созданная специалистами компании Stereoforma при поддержке ПАО «Газпром», может путешествовать по всему миру.

Теперь, чтобы подробно рассмотреть янтарное сокровище и потрогать детали, которые особенно заинтересовали, посетителю Екатерининского дворца нужны лишь специальные очки-шлем и джойстик. Контент, разработанный сотрудниками компании Stereoforma, позволит приблизить резной янтарь к самым глазам, в то время как в обычных условиях музея подойти к янтарным панелям нельзя ближе, чем на метр-полтора. Программа дает возможность рассмотреть и такие мелкие детали, которые без приспособлений практически не увидеть, — например, крошечный трезубец в руках у Нептуна. Все это стало возможным благодаря новым технологиям.

Фрагмент Янтарной комнаты. Фото: Руслан Шамуков
Фрагмент Янтарной комнаты.
Фото: Руслан Шамуков

«Нам важно, что это, во-первых, самая четкая цифровая копия Янтарной комнаты, — сказала на презентации проекта Ольга Таратынова, директор музея-заповедника «Царское Село». — Никакие обмеры и никакая фотограммометрия не могут достичь такой точности, которая достигается при создании программы, ведь было сделано 35 тыс. фотографий, каждый сантиметр отснят! Второй важный момент — этот проект предоставляет практически любому человеку в мире и в России возможность ощутить себя в центре „янтарной сказки“».

Подобного типа проекты музеев в виртуальной реальности в мире уже существуют — в частности, в Версале и в Смитсоновском музее естественной истории. Но VR-версия Янтарной комнаты, как утверждают разработчики, превосходит их по степени детализации и точности в передаче цветов и оттенков уникального янтарного интерьера.

Работа над проектом заняла у разработчиков и музея почти год. Главная сложность, с которой столкнулись специалисты, оказалась в самих материалах интерьера, более 70% которого составляют зеркала, позолоченная резьба и полупрозрачный полированный янтарь. Отражающие, блестящие и прозрачные поверхности сверкают, искажая цветопередачу. Чтобы показать посетителю виртуального пространства всю красоту драгоценного янтаря, авторы создали и протестировали около 170 вариантов, прежде чем остановиться на финальной версии. «Мы получили черновую предварительную геометрию и потом чистили ее вручную», — рассказал на презентации руководитель студии Stereoforma Дмитрий Мачача.

Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях. Фото: ГМЗ «Царское Село»
Специальные очки-шлем дают возможность рассмотреть Янтарную комнату в мельчайших деталях.
Фото: ГМЗ «Царское Село»

VR-версия Янтарной комнаты, созданная при участии «Газпрома», в ближайшее время будет доступна и в других городах. В мае этого года при поддержке Министерства культуры РФ в составе выставки «Петр I. Начало янтарного пути» виртуальная комната отправится в музейное турне в Калининград, Воронеж и Псков.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+