Осмотр Венецианской биеннале современного искусства стоит начинать с основного проекта в Арсенале. Там проще всего уловить главные темы и тренды этого года. Куратор Чечилия Алемани назвала его «Молоко сновидений» вслед за сюрреалистической сказкой британско-мексиканской художницы Леоноры Каррингтон.
Один из ключей к пониманию проекта: женское авторство и, как следствие, преобладание ремесленных работ и базовых техник, традиционно считающихся женскими.
Это, например, керамика (Дора Будор, Кэндис Лин, Габриель Чейл, Али Черри), текстиль (Тау Льюис), плетение (Элиас Сим), вышивка (Игшан Адамс, Мирлан Констан), мозаика (Керстин Бреч). В этом ряду и единственная художница из России, приглашенная на главную выставку, — Женя Мачнева, которая буквально ткет свои работы.
«Молоко сновидений» будто растекается по выставке, естественно, из женского тела, аллюзии к частям которого — груди и вагине — можно увидеть буквально в каждом зале. Визуальное воплощение сновидений — сюрреализм — очевидно доминирует, от живописи (Луиз Бонне) до скульптуры (Джес Фан, Маргерит Юмо).
Основной проект начинается с работы «Кирпичный дом» обладательницы «Золотого льва» этого года Симоны Ли. Ее произведения можно увидеть и на персональной выставке «Суверенитет» в павильоне США. Художница выбрала гончарное ремесло, но для выставок на биеннале ее архетипических африканских богинь отлили в бронзе.
На выставке очень мало новых медиа, но некоторые видеоработы действительно поразили. Это трехканальное видео Марианны Симнетт, молодой берлинской художницы, про отрезанный хвостик поросенка — сюрреалистический кошмар костюмированных БДСМ-вечеринок, который включает детский страх беспомощности перед перверсивным поведением взрослых. Ощущение кошмара семейной драмы передает видео Диего Маркона, пугающей атмосферой напоминающее фильм «Аннетт» Леоса Каракса.
Выставка в Арсенале заканчивается тотальной инсталляцией Прешес Окойомон «Увидеть Землю перед концом света» с воссозданным природным ландшафтом и идолами из натуральных материалов, прогулка по которой призвана вернуть зрителя с небес на землю.
Кураторский проект продолжается в Джардини, где представлено больше искусства начала ХХ века, расшифровывающего источники искусства современного, — от фото папуасских танцев Жозефины Бейкер до сюрреалистических костюмов и ведьминских образов художниц Ремедиос Варо и Леонор Фини. В одном из залов приятно было встретить абстракции Сони Делоне.
Кроме уже упомянутого павильона США самая длинная очередь вела во французский. Там артисты вживую разыгрывали съемочную площадку со сценами проекта «У сновидений нет названий» — клише из алжирских фильмов художницы Зинеб Седира. Присутствие зрителей при съемочном процессе напомнило «Санта-Барбару» Рагнара Кьяртанссона в «ГЭС-2».
Обычно в первые дни после открытия биеннале пространство между Арсеналом и Джардини заполняют уличные художники, перформеры и прочие арт-фрики.
К сожалению, в этом, первом после пандемии, году Венецианская биеннале не напоминала прежний арт-карнавал.
Тем приятнее было встретить старых знакомых, уже появлявшихся на прошлых биеннале: итальянского художника, называющего себя «геометрическим маньеристом», с объявлением о поиске жены, а также известную своими арт-аутфитами немецкую пару художников Еву и Адель. Но и они, вопреки обыкновению, не меняли наряды каждый день.
Недалеко от Арсенала можно было услышать звуки воздушной тревоги — часть инсталляции Жанны Кадыровой «Паляныця». При поддержке международной галереи Continua и всего за две недели до открытия биеннале Жанна Кадырова сняла видео, в котором она и ее помощники режут под вой сирен, раздающийся с украинской границы, каменные валуны, формой напоминающие традиционный украинский хлеб — паляницу. Тотальная инсталляция с каменными хлебами на столе — сильное высказывание художницы, чьи объекты из плитки были показаны в основном проекте биеннале 2019 года.
Несколько биеннальных проектов разместились в самом центре Венеции, на площади Сан-Марко. Павильон Азербайджана занял ренессансное здание — Старые прокурации. Организованная Фондом Гейдара Алиева выставка Born to Love отвечает тренду, заданному основным проектом: в ней принимают участие семь художников-женщин. «Рожденные любить» показывают работы, созданные в самых разных медиа — от больших ярких холстов Рамины Саадатхан и фотопроекта Агдес Багирзаде до скульптуры Фидан Ахундовой, мультимедийных инсталляций Жук (Нармин Исрафиловой) и участвовавшей в последней Московской биеннале современного искусства Infinity Лейлы Алиевой. За тренд на ремесленное мастерство в павильоне отвечает керамистка Сабиха Ханкишиева с изящной инсталляцией из традиционных азербайджанских тарелок.
Среди выставок сопутствующей биеннале программы особенно впечатлили тотальные инсталляции двух классиков современного искусства.
В личном пространстве Аниша Капура — палаццо Манфрин — пугающие гигантские восковые кровавые массы, заполняющие залы, с одной стороны, и забавные искусные оптические иллюзии с зеркальными поверхностями и тотальным цветом — с другой. В Галерее Академии — часть выставки, которая в более классическом ключе показывает разные стороны творчества художника.
Во Дворце дожей, самом сердце Венеции — гигантский зал с постапокалиптическими работами Ансельма Кифера. Стертая в грязный коричневатый порошок цивилизация, болотистая поверхность и угрожающе прекрасное сияние неба после катастрофы, цинковый гроб, остатки одежды и обуви, золотая лестница в небо — слегка позолоченные и идеально сочетающиеся с историческими интерьерами полотна занимают всю поверхность стен большого Зала выборов дожей, которые беспристрастно посматривают из-под потолка на все произошедшее. Выход из инсталляции — в зал с грандиозной сценой суда, а выход из дворца — по длинной узкой дороге мимо тюремных камер. После всего пережитого площадь Сан-Марко кажется незаслуженным раем.
59-я Венецианская биеннале современного искусства
«Молоко сновидений»
До 27 ноября