18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тихая жизнь в произведениях петербургских художников прошлого и настоящего

Алла Давыдова. «Колизей». 2019. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Алла Давыдова. «Колизей». 2019.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Три выставки в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков знакомят с творчеством малоизвестных художников: замечательного графика 1930-х годов Ивана Петровского, художницы «левого ЛОСХа» Валентины Рахиной и автора современных гобеленов Аллы Давыдовой

Говорят, что архивы должны хорошо вылежаться, прежде чем открыться исследователям, а тем более широкой публике. Утверждение спорное, но в случае с художником Иваном Михайловичем Петровским (1902–1941) оно работает.

Почти 30 лет назад Тамара Хмельницкая, «младоформалистка», ученица Бориса Эйхенбаума и Юрия Тынянова, переводчица, литературовед, передала в Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) 200 рисунков и картин своего мужа, никому не известного художника Петровского. Если бы музей сразу, в середине 1990-х, устроил выставку, она почти наверняка прошла бы незамеченной: тогда вовсю открывали мастеров первого ряда. Теперь дошли руки, в том числе реставраторов хрупкой бумаги 1930-х годов, на которой рисовал Петровский, чтобы предъявить публике этого художника. Открылся тонкий график, получивший уроки русского авангарда на рабфаке ВХУТЕМАСа в Москве, поступивший в Академию художеств в Ленинграде и почти сразу покинувший ее «без права восстановления».

Иван Петровский. «Уборка сахарного тростника». 1930-е. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Иван Петровский. «Уборка сахарного тростника». 1930-е.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

По воспоминаниям Хмельницкой, в то время в академии для первокурсников использовался «бригадный метод». По заданию преподавателя они пишут одну картину. Холст разделен на квадратики. Один рисует ноги, другой — туловище, третий — голову. Возможно, это преувеличение мемуаристки, но исследователи точно знают: академия затачивалась под нужды производства, стала готовить дизайнеров.

Петровский ушел из академии и посвятил себя ежедневным изображениям любимой жены. «Женщина в шляпке», «Дама в голубом у рояля», «Женская фигура в синем интерьере», «Женщина в красном», «Сидящая», «Читает на диване»… Но заработков у художника без диплома не было. О публичных показах не могло быть и речи. Петровский перебивался случайной работой по оформлению витрин. На выставке показан эскиз афиши лабазно-бакалейного магазина (1936).

В какой-то момент художнику улыбнулась удача. Экспрессивные рисунки черной тушью «Джаз», «Марш», «Оркестр», а также «Уборка сахарного тростника» и «Дровосек» создавались, возможно, как эскизы оформления театральных фойе или задников для спектаклей.

Валентина Рахина. «У озера». 1973-1974. Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков
Валентина Рахина. «У озера». 1973-1974.
Фото: Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков

Одновременно в МИСП открыты еще две выставки. На одной представлены работы Валентины Рахиной (1932–2013), другая посвящена Алле Давыдовой.

Валентина Рахина была участницей известной группы «Одиннадцать» — художников «левого ЛОСХа», которые в начале 1970-х стремились уйти от канонов соцреализма. Их интересовали простые люди в простых житейских обстоятельствах. Рахину отличал от остальных членов группы интерес к цвету как главной ценности живописи. Яркие кроны деревьев в «Таврическом саду», рифмы голубого в платьях «Девочки с куклой», натюрморт с красным кувшином «У озера».

Фирменный стиль Аллы Давыдовой — создание гобеленов, в которых фактура нитей делает зримыми такие далекие от прикладного искусства понятия, как время и память. Серия «Семейный альбом» выткана по фотографиям из домашнего архива автора.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП)
Иван Петровский. «Открывая прошлое»
Валентина Рахина. «Просто о жизни»
Алла Давыдова. «Воздушные пути»
До 10 мая

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+