18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Флоренция выступила рельефно: Эрмитаж показывает скульптуру эпохи Кватроченто

С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
С оригинала Бенедетто да Майано. «Мадонна с Младенцем и св. Иоанном Крестителем». Около 1490. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Поводом к выставке «Скульптура Флоренции в XV веке» стало недавнее приобретение Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем

Поводом к появлению этого проекта стало приобретение в 2020 году Государственным Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем. Остальные 20 скульптур и рельефов поступили в музей еще в ­1920–1930-е годы и давно, а то и вообще не выставлялись. Большинство сохранило первозданные деревянные рамы XV века.

Как рассказал Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, коллекция флорентийских рельефов эпохи Кватроченто в Эрмитаже невелика, но включает все главные имена: Лоренцо Гиберти, Бенедетто да Майано, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, семейство скульпторов делла Роббиа. Обычно известный мастер создавал рельеф в мраморе — например, для украшения храма. Потом его мастерская повторяла этот рельеф в «дешевых» материалах: терракоте, гипсе, майолике. Далее художники расписывали рельеф, а столяры делали обрамление. Эти произведения создавались для капелл в частных домах.

Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х. Фото: Государственный Эрмитаж
Мастерская Андреа делла Роббиа. «Мадонна, поклоняющаяся Младенцу». Начало 1490-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

В постоянной экспозиции Эрмитажа находится мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» Росселлино — на выставке представлен тот же сюжет из гипса с росписью и позолотой (специально недавно отреставрированный). Это не копия, а реплика — изображения лиц заметно отличаются. Имена художников чаще всего не сохранились. Известно только, что единственный эрмитажный рельеф Дезидерио да Сеттиньяно расписывал Нери ди Биччи или его мастерская.

Что касается происхождения эрмитажных рельефов, то Сергей Андросов выяснил: основным «поставщиком» была Мария Николаевна, дочь Николая I. Она жила на два дома — в Петербурге и Флоренции. В 1870-е годы Мария Николаевна одной из первых в мире стала собирать флорентийские рельефы. Занимая посты президента Академии художеств и патрона Общества поощрения художеств, дарила рельефы их музеям. У наследников Марии Николаевны покупал произведения флорентийцев Михаил Боткин — его знаменитая коллекция также поступила в Эрмитаж.

Среди абсолютных хитов выставки — два рельефа «Мадонна с Младенцем» мастерской Лоренцо Гиберти. Тот, что создан в ­1440-е годы и приобретен Эрмитажем недавно, богато раскрашен и позолочен. Под основным сюжетом изображена Ева, подобная той, что украшает райские врата флорентийского Баптистерия. Второй рельеф — из боткинского собрания — почти монохромен, сохранился только румянец на лицах персонажей (возможно, другой росписи и не было).

Рельеф, созданный Грегорио ди Лоренцо, также из новых приобретений. Это произведение 1470-х годов интересно тем, что в нижней части рамы изображены два родовых герба. Вероятно, «Мадонна с Младенцем» служила матримониальным целям, а гербы принадлежали родам невесты и жениха.

Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Марко делла Роббиа (?). «Святой Себастьян». Около 1510. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Эрмитаж не мог лишить себя удовольствия показать несколько бюстов из терракоты, исполненных в мастерской Андреа Верроккьо. «Юноша-святой» настолько выразителен, что существуют серьезные подозрения: сам Верроккьо приложил к нему руку и душу.

Чисто итальянское изобретение майолика представлена «Поклонением Младенцу», скульптурами «Мальчик с дудкой» и «Мальчик с гирляндой» мастерской Андреа делла Роббиа. Полутораметровый «Святой Себастьян» до недавнего времени числился произведением Джованни делла Роббиа — теперь считается, что это работа его брата Маттео.

Государственный Эрмитаж
«Скульптура Флоренции в XV веке»
До 4 июля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+