Поводом к появлению этого проекта стало приобретение в 2020 году Государственным Эрмитажем у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых шести флорентийских рельефов, изображающих Мадонну с Младенцем. Остальные 20 скульптур и рельефов поступили в музей еще в 1920–1930-е годы и давно, а то и вообще не выставлялись. Большинство сохранило первозданные деревянные рамы XV века.
Как рассказал Сергей Андросов, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства, коллекция флорентийских рельефов эпохи Кватроченто в Эрмитаже невелика, но включает все главные имена: Лоренцо Гиберти, Бенедетто да Майано, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, семейство скульпторов делла Роббиа. Обычно известный мастер создавал рельеф в мраморе — например, для украшения храма. Потом его мастерская повторяла этот рельеф в «дешевых» материалах: терракоте, гипсе, майолике. Далее художники расписывали рельеф, а столяры делали обрамление. Эти произведения создавались для капелл в частных домах.
В постоянной экспозиции Эрмитажа находится мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» Росселлино — на выставке представлен тот же сюжет из гипса с росписью и позолотой (специально недавно отреставрированный). Это не копия, а реплика — изображения лиц заметно отличаются. Имена художников чаще всего не сохранились. Известно только, что единственный эрмитажный рельеф Дезидерио да Сеттиньяно расписывал Нери ди Биччи или его мастерская.
Что касается происхождения эрмитажных рельефов, то Сергей Андросов выяснил: основным «поставщиком» была Мария Николаевна, дочь Николая I. Она жила на два дома — в Петербурге и Флоренции. В 1870-е годы Мария Николаевна одной из первых в мире стала собирать флорентийские рельефы. Занимая посты президента Академии художеств и патрона Общества поощрения художеств, дарила рельефы их музеям. У наследников Марии Николаевны покупал произведения флорентийцев Михаил Боткин — его знаменитая коллекция также поступила в Эрмитаж.
Среди абсолютных хитов выставки — два рельефа «Мадонна с Младенцем» мастерской Лоренцо Гиберти. Тот, что создан в 1440-е годы и приобретен Эрмитажем недавно, богато раскрашен и позолочен. Под основным сюжетом изображена Ева, подобная той, что украшает райские врата флорентийского Баптистерия. Второй рельеф — из боткинского собрания — почти монохромен, сохранился только румянец на лицах персонажей (возможно, другой росписи и не было).
Рельеф, созданный Грегорио ди Лоренцо, также из новых приобретений. Это произведение 1470-х годов интересно тем, что в нижней части рамы изображены два родовых герба. Вероятно, «Мадонна с Младенцем» служила матримониальным целям, а гербы принадлежали родам невесты и жениха.
Эрмитаж не мог лишить себя удовольствия показать несколько бюстов из терракоты, исполненных в мастерской Андреа Верроккьо. «Юноша-святой» настолько выразителен, что существуют серьезные подозрения: сам Верроккьо приложил к нему руку и душу.
Чисто итальянское изобретение майолика представлена «Поклонением Младенцу», скульптурами «Мальчик с дудкой» и «Мальчик с гирляндой» мастерской Андреа делла Роббиа. Полутораметровый «Святой Себастьян» до недавнего времени числился произведением Джованни делла Роббиа — теперь считается, что это работа его брата Маттео.
Государственный Эрмитаж
«Скульптура Флоренции в XV веке»
До 4 июля