Музей современного искусства Пале-де-Токио в Париже завершит празднование своего 20-летия в декабре нынешнего года открытием нового «центра арт-терапии», где будут реализовываться программы, продвигающие искусство как прекрасное средство для лечения и оздоровления.
Павильон площадью 700 кв. м будет возведен на первом этаже по проекту Freaks Architects. Он получит название HAMO, что созвучно французскому слову hameau, то есть «село». По мнению Танги Пеллетье, директора музея по общественным программам, это должна быть «камера трансформации, инструмент для корректировки посетительского опыта и расширения аудитории за счет людей с ограниченными физическими возможностями или представителей национальных общин, причем даже в те периоды, когда выставки в здании не проводятся».
Проект, частично финансируемый меценатом Джонатаном К.С.Чоем, председателем гонконгской Sunwah Group, включает три основных пространства. В Салоне позитива планируется проводить встречи с психиатрами, арт-терапевтами, педагогами и другими специалистами. Далее следуют три модульные вращающиеся конструкции со стенами, которые можно использовать как телевизионные экраны или классные доски в зависимости от мероприятия. Винтовая лестница и лифт ведут на антресоли, где разместится лаборатория с 3D-принтерами и другой аппаратурой. В павильоне можно будет одновременно проводить от четырех до шести мастер-классов. Проект стоимостью €1 млн, начатый в конце 2018 года, посвящен психическому здоровью; концепция его опирается на давнее партнерство музея с медицинскими и социальными организациями. Создатели HAMO также вдохновлялись мастерской арт-терапии в Монреальском музее изящных искусств, созданной в 2016 году. Впрочем, Пеллетье говорит, что Пале-де-Токио научился «гораздо большему» благодаря сотрудничеству с местными организациями, такими как благотворительная ассоциация France Alzheimer и больница Сальпетриер.
HAMO — первый проект на стыке искусства и оздоровления, построенный на территории культурного центра во Франции, хотя пионером в этом направлении был Дворец изящных искусств в Лилле. Это единственный французский музей, где работает штатный арт-терапевт. Как говорит Жюльетт Бартелеми, руководитель службы общественных программ, идея была реализована в 2012 году в качестве поддержки сотрудников с аутизмом. В итоге арт-терапевт Паскалин Боннав «стала таким ценным активом для нашей команды, что через год мы взяли ее в штат».
Параллельно Лувр в Лансе, региональный музей — спутник знаменитой парижской институции, в сотрудничестве с двумя арт-терапевтами из ассоциации L’Art & Fact недавно запустил «Лувр-терапию» — серию семинаров, основанных на идее, что музейный опыт сам по себе может быть полезен для здоровья. «Если бы мы только могли убедить врачей назначать посещение Лувра в Лансе, как любое другое лечение!» — говорит ответственная за программу Гунилла Лапуант. Она отмечает, что подобный опыт уже имеется в Канаде и Бельгии.