18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Творить среди виноградников

Пространство резиденции спроектировано так, чтобы быть максимально функциональным для художника. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Пространство резиденции спроектировано так, чтобы быть максимально функциональным для художника.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фонд искусства «Голубицкое» представляет новое здание арт-резиденции для художников и независимых исследователей

Фонд искусства «Голубицкое» представил новое здание арт-резиденции для художников и исследователей. Помещение, спроектированное архитектурным бюро «Новое», соединило мастерскую и жилую зону для художников. А резидент фонда российский дизайнер Александра Фалиштынская придумала предметы интерьера и текстиль по мотивам промыслов Таманского полуострова.

Проект Фонда искусства «Голубицкое», который расположился в одноименном действующем винодельческом хозяйстве на юге России, на узкой перемычке между морем и лиманами, в 2020 году запустила команда Центра современного искусства «Заря» из Владивостока. Параллельно в том же году открылась круглогодичная арт-резиденция для российских художников, кураторов, археологов, музыкантов и междисциплинарных исследователей.

Над интерьерами резиденции работали архитектурное бюро «Новое» и дизайнер Александра Фалиштынская. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Над интерьерами резиденции работали архитектурное бюро «Новое» и дизайнер Александра Фалиштынская.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

За прошедшее с тех пор время ее резидентами стали художник Михаил Максимов, представивший выставку «Абортивная археология/Abortive Archaeology vs Lossless Archaeology/Бережная археология», историк искусств Сергей Куликов и художник Николай Смирнов с исследовательским проектом «Таманский декамерон», художница Алиса Йоффе, репрезентовавшая выставку «Таманский дневник», независимый исследователь Женя Чайка, чья книга «Резиденции: как их готовить?» рассказывает о деятельности фонда и арт-резиденции.

«По сути, единственное требование к резиденту, — говорит Алиса Багдонайте, главный куратор Фонда искусства «Голубицкое», — работа с местным контекстом. Этому мы научились во Владивостоке — делать связку с территорией, настраиваться на пространство. На Таманском полуострове жили греки, меоты, скифы, гунны и другие народы, однако обстоятельства сложились так, что археология осталась единственной связью реальности и всей этой богатой истории». Произведения резидентов объединены тем, как авторы осмысляют природу и многовековую культуру региона. Для этого Фонд искусства «Голубицкое» дает каждому из них возможность пребывания в уединенной студии посреди виноградников с видом на Азовское море, где можно спокойно трудиться над задуманным.

Деталь интерьера резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Деталь интерьера резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

Перед командой архитектурного бюро «Новое» стояла задача сделать резиденцию максимально функциональной для художника, поэтому было решено совместить жилое и рабочее пространства. Архитекторы предложили использовать передвижные перегородки; с их помощью можно контролировать свет в помещении, закрываться от любопытных глаз туристов, а также создавать дополнительное рабочее место. Небольшая светлая студия, продуманная до мельчайших деталей, вмещает все необходимое для жизни и творчества одного человека.

По словам Алисы Багдонайте, при создании пространства арт-резиденции хотелось получить максимально нейтральное и функциональное место, приспособленное и для комфортной жизни, и для работы. Однако отсылки к локальной культуре и традициям (ведь в арочные, «ренессансные» окна резиденции видны виноградники) в интерьере все же были весьма желательны.

Пространство резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Пространство резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

В итоге местный контекст отразился в предметах быта — современных объектах дизайна, в которых можно проследить связь с историей Таманского полуострова и Краснодарского края. По приглашению фонда над декором пространств арт-резиденции, как мастерской, так и частной жилой зоны, работала дизайнер по текстилю Александра Фалиштынская, оформившая его тканями, мебелью и предметами интерьера.

Первым делом она провела исследование местных музейных коллекций, познакомилась с локальными производствами и ремесленными мастерскими Тамани и Кубани, изучила аутентичные текстильные техники, характерные для юга России конца XVIII — середины XX века. А затем подобрала и частично сама создала вещи для обустройства жилого и рабочего пространства для будущих гостей фонда.

Деталь интерьера резиденции. Фото: Фонд искусства «Голубицкое»
Деталь интерьера резиденции.
Фото: Фонд искусства «Голубицкое»

В текстиле Александры Фалиштынской используется геометрический орнамент, сходный с тем, что украшает кружева и вышивки из коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д.Фелицына. Вместе с Вероникой Резник и художественной студией VR Design дизайнер создала паттерн — декомпозицию традиционного узора до простых геометрических знаков: креста, ромба и треугольника. «Наша задача была, с одной стороны, сделать новый рисунок нейтральным и простым для восприятия, а с другой — сохранить глубокий символизм, присущий историческим орнаментам», — комментирует она. Основным материалом стал фактурный неокрашенный лен.

Помимо текстиля, совместно с командой завода «Кубаньфарфор» (в прошлом он известен как крупный советский фарфорово-фаянсовый завод «Чайка») дизайнер создала предметы из керамики. Сделанные для арт-резиденции предметы сохраняют признаки ручной лепки и росписи, но при этом остаются сугубо фабричным продуктом, готовым к тиражированию.

Пока работа Фонда искусства «Голубицкое» при­остановлена, но интерьер нового пространства, ожидающего своего первого резидента, смогут увидеть и оценить посетители винодельни. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+