Фонд искусства «Голубицкое» представил новое здание арт-резиденции для художников и исследователей. Помещение, спроектированное архитектурным бюро «Новое», соединило мастерскую и жилую зону для художников. А резидент фонда российский дизайнер Александра Фалиштынская придумала предметы интерьера и текстиль по мотивам промыслов Таманского полуострова.
Проект Фонда искусства «Голубицкое», который расположился в одноименном действующем винодельческом хозяйстве на юге России, на узкой перемычке между морем и лиманами, в 2020 году запустила команда Центра современного искусства «Заря» из Владивостока. Параллельно в том же году открылась круглогодичная арт-резиденция для российских художников, кураторов, археологов, музыкантов и междисциплинарных исследователей.
За прошедшее с тех пор время ее резидентами стали художник Михаил Максимов, представивший выставку «Абортивная археология/Abortive Archaeology vs Lossless Archaeology/Бережная археология», историк искусств Сергей Куликов и художник Николай Смирнов с исследовательским проектом «Таманский декамерон», художница Алиса Йоффе, репрезентовавшая выставку «Таманский дневник», независимый исследователь Женя Чайка, чья книга «Резиденции: как их готовить?» рассказывает о деятельности фонда и арт-резиденции.
«По сути, единственное требование к резиденту, — говорит Алиса Багдонайте, главный куратор Фонда искусства «Голубицкое», — работа с местным контекстом. Этому мы научились во Владивостоке — делать связку с территорией, настраиваться на пространство. На Таманском полуострове жили греки, меоты, скифы, гунны и другие народы, однако обстоятельства сложились так, что археология осталась единственной связью реальности и всей этой богатой истории». Произведения резидентов объединены тем, как авторы осмысляют природу и многовековую культуру региона. Для этого Фонд искусства «Голубицкое» дает каждому из них возможность пребывания в уединенной студии посреди виноградников с видом на Азовское море, где можно спокойно трудиться над задуманным.
Перед командой архитектурного бюро «Новое» стояла задача сделать резиденцию максимально функциональной для художника, поэтому было решено совместить жилое и рабочее пространства. Архитекторы предложили использовать передвижные перегородки; с их помощью можно контролировать свет в помещении, закрываться от любопытных глаз туристов, а также создавать дополнительное рабочее место. Небольшая светлая студия, продуманная до мельчайших деталей, вмещает все необходимое для жизни и творчества одного человека.
По словам Алисы Багдонайте, при создании пространства арт-резиденции хотелось получить максимально нейтральное и функциональное место, приспособленное и для комфортной жизни, и для работы. Однако отсылки к локальной культуре и традициям (ведь в арочные, «ренессансные» окна резиденции видны виноградники) в интерьере все же были весьма желательны.
В итоге местный контекст отразился в предметах быта — современных объектах дизайна, в которых можно проследить связь с историей Таманского полуострова и Краснодарского края. По приглашению фонда над декором пространств арт-резиденции, как мастерской, так и частной жилой зоны, работала дизайнер по текстилю Александра Фалиштынская, оформившая его тканями, мебелью и предметами интерьера.
Первым делом она провела исследование местных музейных коллекций, познакомилась с локальными производствами и ремесленными мастерскими Тамани и Кубани, изучила аутентичные текстильные техники, характерные для юга России конца XVIII — середины XX века. А затем подобрала и частично сама создала вещи для обустройства жилого и рабочего пространства для будущих гостей фонда.
В текстиле Александры Фалиштынской используется геометрический орнамент, сходный с тем, что украшает кружева и вышивки из коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Е.Д.Фелицына. Вместе с Вероникой Резник и художественной студией VR Design дизайнер создала паттерн — декомпозицию традиционного узора до простых геометрических знаков: креста, ромба и треугольника. «Наша задача была, с одной стороны, сделать новый рисунок нейтральным и простым для восприятия, а с другой — сохранить глубокий символизм, присущий историческим орнаментам», — комментирует она. Основным материалом стал фактурный неокрашенный лен.
Помимо текстиля, совместно с командой завода «Кубаньфарфор» (в прошлом он известен как крупный советский фарфорово-фаянсовый завод «Чайка») дизайнер создала предметы из керамики. Сделанные для арт-резиденции предметы сохраняют признаки ручной лепки и росписи, но при этом остаются сугубо фабричным продуктом, готовым к тиражированию.
Пока работа Фонда искусства «Голубицкое» приостановлена, но интерьер нового пространства, ожидающего своего первого резидента, смогут увидеть и оценить посетители винодельни.