18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Швейцарии изучают ранние годы Лукаса Кранаха Старшего

Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Анны Куспиниан. 1502 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

В швейцарском Винтертуре на вилле «Ам Рёмерхольц» проходит выставка работ Лукаса Кранаха Старшего из коллекции Оскара Райнхарта. До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и 6 из них включены в экспозицию

Блестящая карьера Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) как придворного живописца саксонских курфюрстов и друга Мартина Лютера кажется хорошо исследованной, однако в раннем периоде его творчества все еще немало пробелов. Восполнить их призвана новая выставка в Швейцарии.

Хотя никаких документальных свидетельств не сохранилось, судя по первым известным нам произведениям Кранаха, он переехал в Вену до своего 30-летия, приблизительно в 1500 году, — возможно, в надежде получить заказы на написание портретов прогрессивных интеллектуалов, составлявших венский кружок гуманистов. По всей видимости, там его творчество высоко оценили.

«Эти вещи очень сильно отличаются от придворной утонченности поздних работ Кранаха, — рассказывает Керстин Рихтер, куратор выставки и глава Коллекции Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц» в швейцарском Винтертуре. — Ранний Кранах очень экспрессивный, довольно дикий и прямолинейный: перспектива не была его коньком, он больше брал цветом, драматизмом и эмоциями».

В июне экспозиция «Кранах. Ранние годы в Вене» отправится в австрийский Музей истории искусств. Там в нее добавят несколько новых экспонатов и сместят акценты. Так, главной темой выставки в Винтертуре стали портреты, а ее венский вариант сосредоточится на ранней религиозной живописи Кранаха.

Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент). Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур
Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1503 год. (Фрагмент).
Фото: Собрание Оскара Райнхардта, Винтертур

До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и шесть из них включены в экспозицию в Винтертуре. Остальные либо слишком хрупки для транспортировки, либо имеют статус национального достояния, запрещающий вывоз за границу, в том числе «Бегство в Египет» (1504) из Берлинской картинной галереи — впрочем, эта работа могла быть написана и позднее венского периода.

Среди экспонатов — диптих (около 1502), заказанный к свадьбе австрийского гуманиста и ученого Иоганна Куспиниана и его жены Анны из собственной коллекции музея. Загадочна история картины «Безбородый юноша», предоставленной Фондом гессенского дома в Кронберге. Прежде ее авторство приписывали Альбрехту Дюреру, но теперь считается, что это очень ранняя работа Кранаха. Один из наиболее пугающе натуралистичных экспонатов — «Распятие Христа» (около 1500) из числа самых ранних работ, созданных Кранахом в Вене (хранится там же в Музее истории искусств). Она полна таких безжалостных деталей, как торчащий изо рта окровавленный язык Христа. Кроме того, Музей истории искусств предоставил «Покаяние святого Иеронима» (1502) — наиболее ранее датированное произведение Кранаха, дошедшее до наших дней. На нем святой в смятении сжимает в одной руке бороду, закинув другую руку за спину, а у его ног лежит лев, угрожающе смотрящий на зрителя.  

Коллекция Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц»
Кранах. Ранние годы в Вене
До 12 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+