Блестящая карьера Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) как придворного живописца саксонских курфюрстов и друга Мартина Лютера кажется хорошо исследованной, однако в раннем периоде его творчества все еще немало пробелов. Восполнить их призвана новая выставка в Швейцарии.
Хотя никаких документальных свидетельств не сохранилось, судя по первым известным нам произведениям Кранаха, он переехал в Вену до своего 30-летия, приблизительно в 1500 году, — возможно, в надежде получить заказы на написание портретов прогрессивных интеллектуалов, составлявших венский кружок гуманистов. По всей видимости, там его творчество высоко оценили.
«Эти вещи очень сильно отличаются от придворной утонченности поздних работ Кранаха, — рассказывает Керстин Рихтер, куратор выставки и глава Коллекции Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц» в швейцарском Винтертуре. — Ранний Кранах очень экспрессивный, довольно дикий и прямолинейный: перспектива не была его коньком, он больше брал цветом, драматизмом и эмоциями».
В июне экспозиция «Кранах. Ранние годы в Вене» отправится в австрийский Музей истории искусств. Там в нее добавят несколько новых экспонатов и сместят акценты. Так, главной темой выставки в Винтертуре стали портреты, а ее венский вариант сосредоточится на ранней религиозной живописи Кранаха.
До нас дошло 11 произведений, относящихся к раннему периоду творчества мастера, и шесть из них включены в экспозицию в Винтертуре. Остальные либо слишком хрупки для транспортировки, либо имеют статус национального достояния, запрещающий вывоз за границу, в том числе «Бегство в Египет» (1504) из Берлинской картинной галереи — впрочем, эта работа могла быть написана и позднее венского периода.
Среди экспонатов — диптих (около 1502), заказанный к свадьбе австрийского гуманиста и ученого Иоганна Куспиниана и его жены Анны из собственной коллекции музея. Загадочна история картины «Безбородый юноша», предоставленной Фондом гессенского дома в Кронберге. Прежде ее авторство приписывали Альбрехту Дюреру, но теперь считается, что это очень ранняя работа Кранаха. Один из наиболее пугающе натуралистичных экспонатов — «Распятие Христа» (около 1500) из числа самых ранних работ, созданных Кранахом в Вене (хранится там же в Музее истории искусств). Она полна таких безжалостных деталей, как торчащий изо рта окровавленный язык Христа. Кроме того, Музей истории искусств предоставил «Покаяние святого Иеронима» (1502) — наиболее ранее датированное произведение Кранаха, дошедшее до наших дней. На нем святой в смятении сжимает в одной руке бороду, закинув другую руку за спину, а у его ног лежит лев, угрожающе смотрящий на зрителя.
Коллекция Оскара Райнхарта на вилле «Ам Рёмерхольц»
Кранах. Ранние годы в Вене
До 12 июня