Оптические иллюзии нидерландского графика Маурица Корнелиса Эшера (1898–1972) приобрели широчайшую популярность в 1960-е годы у самой разной публики — от Мика Джаггера, который надеялся, что художник создаст дизайн обложки для одного из альбомов Rolling Stones, до британского математика Роджера Пенроуза, считавшего, что тот великолепно визуализирует научные идеи. В итоге композиции Эшера и подражания им стали чуть ли не обязательным украшением на стенах множества студенческих общежитий и на страницах учебников. Но, пока его творчество вдохновляло кинематографистов и создателей видеоигр, мир искусства оставался в стороне, рассматривая Эшера, чья графика имеет много общих черт с сюрреализмом и оп-артом, как нечто вторичное или чисто декоративное. Теперь же Хьюстонский музей изящных искусств решил изменить положение дел при помощи большой выставки «Виртуальные реальности. Искусство Маурица Эшера из коллекции Майкла С.Сакса».
Это самая крупная и всеобъемлющая выставка нидерландского художника: представлено более 400 объектов, в том числе около 200 экземпляров печатной графики, 100 рисунков, оригинальные печатные блоки и камни и даже его собственный шкаф для хранения графических работ.
Экспозиция основана на коллекции Майкла С. Сакса, начало которой было положено в 1980 году, когда он разом приобрел около 90% эшеровского наследия.Сакса, 84-летнего бывшего клинического психолога из Коннектикута, можно назвать своего рода антрепренером Эшера, поскольку он сочетает радости и обязанности коллекционирования с финансовыми выгодами дилерства. Он начал продавать печатную графику художника с 1970-х и, благодаря налаженным связям с его деловым консультантом и душеприказчиком Яном Вермеленом, смог приобрести у наследников большую часть корпуса работ Эшера, в том числе множество уникальных произведений и печатной графики. Сакс рассказывает, что заплатил за все «около миллиона долларов» и в последующие годы «распродал приблизительно половину». При этом он следил, особенно в последнее десятилетие, за тем, чтобы не разделять уникальные объекты.
Эшер уделял огромное внимание контрасту черного и белого и был очень придирчив к бумаге, использовавшейся для изготовления отпечатков, которые — за исключением литографий — делал самостоятельно. По словам куратора отдела печатной графики и рисунка хьюстонского музея Дины М.Вудолл, репродукции не способны передать подобные тонкости, так что возможность увидеть «настоящие произведения» собственными глазами может перевернуть представления о них. Особо она отмечает идеально состояние сохранности коллекции Сакса, которая большую часть времени скрыта от дневного света.
В число наиболее знаменитых работ, участвующих в выставке, вошли литографии «Рисующие руки» (1948), изображение пары рисующих друг друга рук, и «Рептилии» (1943), где трехмерные ящерицы выходят из плоского рисунка и возвращаются в него. Эти вещи настолько известны, что практически каждый может описать их с закрытыми глазами, но если рассматривать их в масштабах творчества Эшера в целом, то это лишь своего рода оптическая иллюзия — черно-белая верхушка айсберга, скрывающая несметное богатство разноцветных чудес.
Изучение исламского декора в испанской Альгамбре в 1920–1930-е годы вдохновило Эшера на создание эскизов к мозаикам и замысловатых узоров, составленных из переплетающихся форм. Именно на основе этих работ, многие из которых выполнены в цвете, сформировались мотивы его графики. В нынешнюю экспозицию вошло множество этих рисунков, которые сам художник называл «симметриями». Например, «Симметрия № 62» (1944) состоит из сцепленных друг с другом синих и красных существ, выполненных цветными карандашами, чернилами и акварелью.
Эшер любил использовать цвет и в тиражной графике. Так, геометрический узор из уменьшающихся по мере приближения к центру рыб на красно-черной ксилографии «Путь жизни III» (1966) представляет собой изображение бесконечности, заворожившее Пенроуза и его коллег-математиков. В число экспонатов вошли доски, при помощи которых Эшер выстраивал композиции, в том числе тоновая доска, использованная им при создании гравюры «День и ночь» (1938). Эта работа строится на контрасте черных и белых птиц, что летят над пейзажем, переходящим из светлого в темный. Сакс признается, что он сам «неравнодушен к ксилографиям», которые Эшер печатал вручную, без станка.
Хьюстонский музей изящных искусств
Виртуальные реальности. Искусство Маурица Эшера из коллекции Майкла С.Сакса
До 5 сентября