Резкая динамика арт-рынка стала видна уже на неделе лондонских аукционов Sotheby’s, Christie’s, Phillips и Bonhams в марте, и в ближайшее время контрасты, вероятно, еще больше поляризуются, считает обозреватель The Art Newspaper Мелани Герлис.
Напомним, что в начале марта полотно Рене Магритта «Империя света» ушло с молотка за £51,5 млн, а всего торги аукционного дома Sotheby’s принесли более £250 млн. Кроме того, на этот крупный вечерний аукцион искусства ХХ века пришлась самая большая за всю аукционную историю доля работ с «гарантией третьих лиц» — по данным аналитиков ArtTactic, 64% от общей стоимости проданного. Стратегия гарантий заключается в том, что группа лиц (обычно это крупные дилеры и коллекционеры) соглашается купить выставленное произведение искусства по минимально возможной цене (которая устанавливается аукционным домом совместно с продавцом). Если никто не торгуется за лот во время аукциона, он достается этой группе инвесторов. Если же лот на торгах покупается за большую сумму, третья сторона делит прибыль от его продажи с продавцом или с аукционным домом. К такой стратегии прибегают расчетливые инвесторы-традиционалисты, вкладывающие деньги с умом и не торопясь.
В то же время на Phillips за £441 тыс. при эстимейте £30–50 тыс. была продана картина с психоделическим клубком форм дебютировавшей на крупных торгах лос-анджелесской художницы Лорен Куин, а работа 30-летней британки Рейчел Джонс на Bonhams ушла за £910 тыс. вместо предполагавшихся £40–60 тыс. За этими приобретениями стоят новые покупатели, следящие за модой и пытающие счастья, ищущие «коротких денег».
Однако реальность не так однозначна, как теория. Чем более прогнозируемыми становятся аукционы благодаря гарантиям или их инсценировкам, тем больше покупателей и продавцов жаждут удовольствия от непредсказуемого. Художественный консультант Сибилла Роша говорит: «Теперь, когда стоимость серьезных работ — „голубых фишек“ — исчисляется десятками миллионов, даже коллекционеры классики хотят играть немного активнее». При этом далеко не все на лондонских торгах в марте было хитом. Позиции классических картин импрессионистов, пользующихся популярностью у российских покупателей в стране и за ее пределами, оказались шаткими, а нервные продавцы отзывали лоты даже во время аукционов. Одна картина — «Девушки из Живерни» Клода Моне (1894) — была отозвана в середине сессии Sotheby’s и должна снова появиться на торгах в следующем крупном сезоне аукционного дома в Нью-Йорке в мае.
Вопрос в том, станет ли к тому времени лучше. Санкции и другие меры экономического контроля еще не дали о себе знать во время лондонских аукционов, их последствия для всего мира растут с каждым днем, и глубокая финансовая рецессия кажется все более вероятной. В этих обстоятельствах возможно все: хладнокровные покупатели классики могут сорваться в непродуманные траты, а любители экспериментировать с непроверенной молодежью — проявить неожиданную мудрость.
В мае рынок подвергнется испытанию продажей «Лежащей обнаженной» Пабло Пикассо на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке, который «готов к получению более $60 млн». Это изображение юной возлюбленной художника, его музы Мари-Терез Вальтер в образе биоморфного существа с конечностями-щупальцами. На данный момент пять картин Пикассо проданы на аукционах за суммы свыше $100 млн. Последней преодолевшей этот рубеж была «Женщина, сидящая у окна» (май 2021 года, Christie’s, $103,4 млн), также изображающая Мари-Терез и написанная в 1932 году. Этот год был пиком во взаимоотношениях художника и его юной и талантливой подруги: он писал, рисовал и лепил ее беспрестанно. Необычная форма морского животного, которая угадывается на полотне, возможно, была вдохновлена восторгом Пикассо перед умением Мари-Терез плавать (сам художник этого не умел). Пять лет назад мир объехала выставка, посвященная 1932 году в творчестве Пикассо — и «Лежащая обнаженная» была на ней представлена, — причем парижский вариант проекта имел подзаголовок «1932 — год эротизма».
Событием станут майские торги Christie’s, которые возглавляет «Голубая Мэрилин» (Shot Sage Blue Marilyn) Энди Уорхола, одна из тех, что в 1964 году прострелила художница Дороти Подбер. Аукционный дом планирует получить за нее $200 млн, и тогда «Мэрилин» станет самым дорогим произведением искусства ХХ века, когда-либо проданным на аукционе, и вторым по стоимости после «Спасителя мира» Леонардо. Кроме того, дом выставит две абстракции Марка Ротко в позитивных красных тонах (предварительно оцененные в $45–65 млн и $60–80 млн) и три пейзажа Клода Моне (эстимейты от $35 млн до $60 млн) из коллекции Энн Басс, великой покровительницы американского балета.
Аукционный дом Sotheby’s, помимо «Лежащей обнаженной», продает мрачное полотно «Без названия» Марка Ротко ($35–50 млн) и туманный «Морской пейзаж» ($25–35 млн) Герхарда Рихтера из коллекции Гарри и Линды Маклоу. А также «Штудию красного папы» Фрэнсиса Бэкона ($40–60 тыс.), Cold Beer Beautiful Girls Эда Руша ($15–20 млн) и целые вечерние торги Now молодых современных художников.
В целом предстоящие в Нью-Йорке в мае торги Sotheby’s и Christie’s предложат покупателям шедевров на сотни (!) миллионов долларов.