18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию

Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Осмотр «Портрета актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней

Картины, которые были представлены на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже, вернулись в Россию. В настоящее время, как сообщает Министерство культуры РФ, экспонаты уже доставлены в государственные музеи.

Это 67 работ из фондов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, 65 — из Эрмитажа, 33 произведения из Третьяковской галереи и 2 — из Русского музея. Не все они входили непосредственно в коллекции братьев Ивана и Михаила Морозовых — некоторые были представлены на выставке, чтобы, согласно кураторской идее, создать более полное впечатление о семье меценатов и эпохе, в которую они жили и собирали произведения искусства.

«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
«Портрет Мики Морозова» Валентина Серова вернулся в Третьяковскую галерею в целости и сохранности. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

«Возвращение коллекции Морозовых — это результат большой командной работы. За всестороннюю поддержку благодарим правительство Российской Федерации, МИД России, Федеральную таможенную службу и транспортные компании „Арт-курьер“, „Хепри“ и „Хазенкамп“», — сообщается в телеграм-канале министра культуры Ольги Любимовой.

Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Доставка картин из коллекции Морозовых в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Транспортировка в Российскую Федерацию всех картин, графических работ и скульптур длилась почти 20 дней, последние машины пересекли российскую границу 2 мая. Ранее Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, рассказал, что первая машина прибыла в страну еще до 18 апреля. Длительность перевозки экспонатов была связана с требованиями безопасности и установленными страховой компанией правилами. «Дорожная карта» прорабатывалась тщательно, с учетом всех возможных осложнений в связи с нынешней геополитической обстановкой. В график удалось вписаться идеально: приказ об освобождении от ареста, обновленный французскими министерствами культуры и иностранных дел в феврале, действует до 15 мая.

«Выставка в Париже стала яркой демонстрацией исторической роли русского коллекционирования и русского искусства в начале XX века. События вокруг неё показали действенность системы гарантий и иммунитетов, разработанных российскими музеями в течение последних десятилетий», – сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

По его словам, «первое реставрационное обследование показало, что состояние сохранности экспонатов – хорошее».

Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео. Фото: Минкультуры РФ
Полотно «Гора св. Виктории» Поля Сезанна осматривают в Эрмитаже. Кадр из видео.
Фото: Минкультуры РФ

Три картины остались в Париже. Это «Портрет Маргариты Морозовой» кисти Валентина Серова из музея украинского города Днепр (он вернется туда, когда условия будут благоприятными), а также «Портрет Тимофея Морозова» Серова из коллекции Вячеслава Кантора и принадлежащий Петру Авену автопортрет Петра Кончаловского, которые были задержаны французскими властями, поскольку их владельцы оказались в санкционных списках. В конце апреля Михаил Швыдкой рассказал по их поводу РИА Новости: «Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами».

Доставка, по словам источника TAN из французского правительства, ранее рассказавшего изданию об обстоятельствах, осуществлялась наземным транспортом, так как прямого авиасообщения между Россией и Францией сейчас нет. Французскому правительству пришлось вмешаться, чтобы обеспечить безопасный проход произведений искусства через границы сопредельных государств. Оно установило дипломатические контакты со всеми соответствующими странами, чтобы гарантировать, что работы не будут конфискованы по пути домой.

Распаковка картины Клода Моне  «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: Минкультуры РФ
Распаковка картины Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: Минкультуры РФ

Большинство из возвратившихся работ можно будет увидеть на выставке, посвященной Морозовым, которая должна открыться в Пушкинском музее в конце июня. Параллельно в Эрмитаже покажут выставку, посвященную коллекционеру и меценату Сергею Щукину, которая ранее была показана в Париже и Москве. Таким образом, грандиозный проект по показу воссоединенных дореволюционных собраний импрессионистов и постимпрессионистов Щукина и Морозова (в советский период разделенных между ГМИИ им.А.С.Пушкина и Эрмитажем) будет завершен.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+