Вечером 9 мая аукционист Юсси Пилкканен, международный президент Christie’s, отметил ударом молотка продажу шелкографии «Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман за $195 млн. Теперь это самое дорогое произведение искусства ХХ века, проданное на публичных торгах (и второе по стоимости после «Спасителя мира» Леонардо да Винчи).
Работа является одной из 27 знаковых портретов Мэрилин Монро Энди Уорхола и относится к серии «Простреленные Мэрилин».
Название отсылает к известному в истории искусства инциденту 1964 года, когда американская художница по имени Дороти Подбер увидела недавно завершенные картины Уорхола, сложенные друг против друга в его студии, и спросила у художника, может ли она их «щелкнуть». Уорхол выразил согласие, так как был уверен, что Подбер собирается их сфотографировать: на английском глагол shoot означает и «стрелять», и «делать фотографии». Тогда Подбер вытащила из сумочки револьвер и прострелила четыре работы с Мэрилин, целясь прямо в лоб.
Победителем в аукционной битве за Монро стал великий и ужасный Ларри Гагосян, владелец глобальной империи галерей современного искусства. Также на торгах были проданы две работы Сая Твомбли: «Без названия» (1955) — за $21 млн — и Venere Sopra Gaeta (1988) — почти за $17 млн. Суровая работа Жан-Мишеля Баскиа «Его камердинер, нюхающий клей» (1984) ушла за $6 млн. Амман приобрел эту картину в галерее Мэри Бун в Сохо на самой первой выставке художника.
Коллекционеры и арт-дилеры, брат и сестра Томас и Дорис Амман основали в Цюрихе в 1977 году компанию Thomas Ammann Fine Art AG, которая стала ведущей швейцарской галереей современного искусства, представлявшей на рынке и продававшей работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Анри Матисса и Пабло Пикассо, а также Энди Уорхола (именно Томас Амман еще в 1977 году инициировал подготовку каталога-резоне работ художника).
Коллекция Томаса и Дорис Амман принесла по итогам торгов в общей сложности $317,8 млн с учетом комиссии аукционного дома, что является второй по стоимости частной коллекцией, когда-либо проданной на Christie’s. Опережает ее только распродажа художественного собрания Пегги и Дэвида Рокфеллеров в мае 2018 года. Впрочем, предварительная оценка коллекции Амманов варьировалась от $284 млн до $420 млн, так что на исход торгов повлияли итоги тяжелого дня на Уолл-стрит.
Основные индексы на Нью-Йоркской фондовой бирже упали в этот день на 2–4%, что немедленно отразилось и на других рынках.
На следующий день суммарная выручка вечернего аукциона искусства ХХI века составила $103 млн, с молотка ушли абсолютно все выставленные на торги лоты. Были проданы произведения Кристофера Вула, Ёситомо Нары, Герхарда Рихтера, а также молодых художников из разных стран, почти треть из которых — женщины. Самый молодой автор, чья работа участвовала в аукционе, — американка Анна Вейант 1995 года рождения. Ее композиция «Лето» 2020 года была продана за $1,5 млн, почти в пять раз выше эстимейта, в результате оживленной битвы покупателей, которая продолжалась почти десять минут. Сюрреалистический «Портрет дамы» (по мотивам работы Луи-Леопольда Буальи) польской художницы Эвы Юшкевич, выполненный в 2019 году, ушел за $1,6 млн — вся сумма будет передана варшавскому Музею истории польских евреев «Полин».
Самым дорогим лотом — $36,5 млн — ожидаемо стала картина Рихтера Abstraktes Bild (1994) из коллекции знаменитого музыканта Эрика Клэптона. Работы канадского художника-самоучки Мэтью Вонга в последние годы обычно уходят с молотка со значительным превышением эстимейта (в 2019 году он покончил с собой в возрасте 35 лет, буквально на пике художественной карьеры). На этот раз его монументальная «Зеленая комната» (2017) достигла в ходе аукциона суммы в $5,3 млн.
Серия торгов продолжится в четверг 12 мая, когда состоятся распродажа коллекции Энн Х.Басс и вечерний аукцион искусства ХХ века.