Мэрия Москвы объявила, что в качестве эксперимента смягчает правила, касающиеся продажи алкоголя в общественных местах. До конца года снят запрет на продажу алкоголя в сезонных или летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания, разрешается продажа алкоголя крепостью до 16,5% в музеях и концертных залах. До 31 декабря также будет снят запрет на реализацию спиртного той же крепости в спортивных сооружениях. Соответствующее постановление правительства города № 610-пп подписано мэром Сергеем Собяниным 19 апреля 2022 года.
На следующий день после опубликования этой новости Министерство культуры РФ выпустило пояснение, касающееся музеев. «Данный эксперимент не будет проходить на площадках федеральных музеев и в музеях-заповедниках», — сообщили в пресс-службе министерства. Как добавили в ведомстве, такие ограничения связаны, в частности, с инцидентом 2018 года, когда вандал нанес серьезные повреждения полотну художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Тогда сообщалось, что до нападения вандал принял дозу алкоголя в одном из ресторанов на территории Третьяковки. Вскоре после этого директор музея Зельфира Трегулова заявила, что от владельцев заведений Третьяковской галереи потребуют убрать алкоголь из меню; тогда же уточнялось, что в собственности музея нет кафе и ресторанов, все они принадлежат арендаторам, находятся в отдельных помещениях и имеют лицензии на реализацию спиртного.
Очевидно, послабления должны стимулировать пополнение бюджета культурных учреждений в текущих кризисных условиях. Однако, как известно из западных исследований, продажа алкоголя в музеях может быть связана не только с финансовой выгодой. Интересные исследования этой темы были опубликованы в 2018 году в журнале Seven Fifty в статье «Как музеи используют алкогольное меню для привлечения посетителей».
В частности, продажа алкоголя призвана продемонстрировать посетителям, что у них есть более широкий выбор музейного досуга, она становится конкурентным преимуществом, привлекающим людей разных возрастов и слоев общества. Например, научно-развлекательный музей Exploratorium в Сан-Франциско программно предлагает «веселые и инновационные» коктейли, чтобы привлечь молодых людей, которые в противном случае могли бы подумать, что этот музей «только для детей». А в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть девять ресторанов, предлагающих алкоголь, включая изысканные вина, специально подобранные сомелье для знатоков, и крафтовое пиво.
Кристофер Рассел, директор музейных ресторанов Метрополитен, рассказывает, что на протяжении многих лет методом проб и ошибок выяснилось, что в разных ресторанах музея необходимо предлагать разные меню и винные карты, так как одинаковые варианты «не работают». Алкоголь служит и для создания атмосферы. Например, в Клойстерс, филиале Метрополитен, посвященном средневековому искусству, продают вина, связанные с той эпохой, и поэтому в меню не найти шампанского: его тогда «еще не изобрели». А бельгийский парк Бокрейк, посвященный Питеру Брейгелю, предлагает посетителям необычное крепкое пиво, реконструированное по рецептам той поры, когда жил художник.
Интересно, что в сентябре 2021 года Республика Ирландия специально внесла в закон о лицензировании алкоголя часть, разрешающую выдавать лицензию на продажу музеям — правда, лишь некоторым.