18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех

Ян Стен. «Беспутный дом». Около 1663–64. Фото: The Met
Ян Стен. «Беспутный дом». Около 1663–64.
Фото: The Met

Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми

Мэрия Москвы объявила, что в качестве эксперимента смягчает правила, касающиеся продажи алкоголя в общественных местах. До конца года снят запрет на продажу алкоголя в сезонных или летних кафе при стационарных предприятиях общественного питания, разрешается продажа алкоголя крепостью до 16,5% в музеях и концертных залах. До 31 декабря также будет снят запрет на реализацию спиртного той же крепости в спортивных сооружениях. Соответствующее постановление правительства города № 610-пп подписано мэром Сергеем Собяниным 19 апреля 2022 года.

На следующий день после опубликования этой новости Министерство культуры РФ выпустило пояснение, касающееся музеев. «Данный эксперимент не будет проходить на площадках федеральных музеев и в музеях-заповедниках», — сообщили в пресс-службе министерства. Как добавили в ведомстве, такие ограничения связаны, в частности, с инцидентом 2018 года, когда вандал нанес серьезные повреждения полотну художника Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в Третьяковской галерее. Тогда сообщалось, что до нападения вандал принял дозу алкоголя в одном из ресторанов на территории Третьяковки. Вскоре после этого директор музея Зельфира Трегулова заявила, что от владельцев заведений Третьяковской галереи потребуют убрать алкоголь из меню; тогда же уточнялось, что в собственности музея нет кафе и ресторанов, все они принадлежат арендаторам, находятся в отдельных помещениях и имеют лицензии на реализацию спиртного.

Подведомственный столичному департаменту культуры Московский музей современного искусства. Здание на Гоголевском бульваре. Фото: ММОМА
Подведомственный столичному департаменту культуры Московский музей современного искусства. Здание на Гоголевском бульваре.
Фото: ММОМА

Очевидно, послабления должны стимулировать пополнение бюджета культурных учреждений в текущих кризисных условиях. Однако, как известно из западных исследований, продажа алкоголя в музеях может быть связана не только с финансовой выгодой. Интересные исследования этой темы были опубликованы в 2018 году в журнале Seven Fifty в статье «Как музеи используют алкогольное меню для привлечения посетителей».

В частности, продажа алкоголя призвана продемонстрировать посетителям, что у них есть более широкий выбор музейного досуга, она становится конкурентным преимуществом, привлекающим людей разных возрастов и слоев общества. Например, научно-развлекательный музей Exploratorium в Сан-Франциско программно предлагает «веселые и инновационные» коктейли, чтобы привлечь молодых людей, которые в противном случае могли бы подумать, что этот музей «только для детей». А в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть девять ресторанов, предлагающих алкоголь, включая изысканные вина, специально подобранные сомелье для знатоков, и крафтовое пиво.

Great Hall Balcony Bar в Метрополитен-музее. Фото: The Met
Great Hall Balcony Bar в Метрополитен-музее.
Фото: The Met

Кристофер Рассел, директор музейных ресторанов Метрополитен, рассказывает, что на протяжении многих лет методом проб и ошибок выяснилось, что в разных ресторанах музея необходимо предлагать разные меню и винные карты, так как одинаковые варианты «не работают». Алкоголь служит и для создания атмосферы. Например, в Клойстерс, филиале Метрополитен, посвященном средневековому искусству, продают вина, связанные с той эпохой, и поэтому в меню не найти шампанского: его тогда «еще не изобрели». А бельгийский парк Бокрейк, посвященный Питеру Брейгелю, предлагает посетителям необычное крепкое пиво, реконструированное по рецептам той поры, когда жил художник.

Интересно, что в сентябре 2021 года Республика Ирландия специально внесла в закон о лицензировании алкоголя часть, разрешающую выдавать лицензию на продажу музеям — правда, лишь некоторым.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+