18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дуэли, дубль два: та же концепция — другие экспонаты

«Наставление королю в искусстве верховой езды». Печатная книга на французском языке. Париж, издатель Пьер Роколе, 1627.  Антуан де Плювинель. Российская государственная библиотека, Москва. Фото: Музеи Московского Кремля
«Наставление королю в искусстве верховой езды». Печатная книга на французском языке. Париж, издатель Пьер Роколе, 1627. Антуан де Плювинель. Российская государственная библиотека, Москва.
Фото: Музеи Московского Кремля

Команде Музеев Московского Кремля удалось заново собрать на российском материале выставку «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», планировавшуюся как международная и не состоявшуюся

Большая выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления», которую Музеи Московского Кремля готовили с 2019 года, должна была стать впечатляющим смотром «мужских сокровищ» XVI–XVIII веков из лучших музеев Западной Европы, включая Прадо, Лувр и Королевскую коллекцию Великобритании. Подвели сроки: ее планировали открыть 4 марта, то есть спустя неделю после начала украинской спецоперации. В Кремле даже успели смонтировать экспозицию, однако вернисаж так и не состоялся: западные музеи, один за другим, отзывали экспонаты.

Бродя между зияющими витринами, специально возведенными в Успенской звоннице и Патриаршем дворце для доспехов, оружия, портретов знаменитых дуэлянтов и документаций их казней, российские кураторы Василий Новоселов и Федор Панфилов вдруг решились на экстремальное и невиданное. И осуществили свой замысел. За два месяца они собрали выставку заново, причем исключительно на материале из российских музеев. Ее основная концепция и даже разделы остались неизменными: это рассказ о том, как во Франции, Испании, Священной Римской империи дуэль превращалась из средневекового способа совершения правосудия в бретерские поединки, запрещаемые властями, но при этом совершенно необходимые для аристократии и ее чувства собственного достоинства.

Пистолеты седельные, пара. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Пистолеты седельные, пара. Мастера: Джеронимо Мутто (ствол), Стефано Сиоли (замок). Брешиа, последняя четверть XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Собрать выставку в столь сжатые сроки кажется немыслимым даже с точки зрения оформления документов, но все-таки оказалось возможным. Тут совпало несколько обстоятельств.

Во-первых, хотя две трети экспонатов иностранцы отозвали, оставшиеся — около 70 вещей — все-таки происходили из российских собраний. Следовало лишь дополнить этот костяк. В итоге в Музеях Кремля будет представлено почти 160 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.

Во-вторых, за четыре года, пока выставка готовилась, кураторы самым тщательным образом изучили все, что имеется в наших музеях, и поэтому в их голове сразу сформировался список «заместителей». Как рассказал нам Федор Панфилов, в стране хранятся предметы высочайшего класса, а потому уровень выставки если и упадет, то не сильно. Например, вместо драгоценного доспеха императора Священной Римской империи мы увидим доспех второго лица в том же государстве — эрцканцлера Альбрехта Бранденбургского. Обнаружился в собрании Государственного исторического музея и доспех короля Франциска I Французского (это трофеи и Второй мировой, и Наполеоновских войн).

Наконец, как подчеркнул Панфилов, чудо стало возможным благодаря невиданной солидарности, которую проявили отечественные музеи и библиотеки, чтобы поддержать коллег, лишившихся столь долго вынашиваемого проекта прямо накануне вернисажа. Это Эрмитаж, ГИМ, ГМИИ имени А.С.Пушкина, Библиотека РАН, РГБ, РНБ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. А ту, неосуществленную интернациональную экспозицию мы сможем представить себе по уже готовому каталогу (новый делать не будут), а также по видеозаписям, на основе которых обещают запустить виртуальные кураторские экскурсии.

Искусство поединка предстает перед нами на выставке не как срез войн и смертей, а как повседневный образ жизни монархов и высшей аристократии. Важнейший элемент придворной культуры, дуэль оказывается окруженной невероятным числом изысканных и сложных ритуалов. Которые вдобавок требуют огромного количества разнообразных дорогостоящих аксессуаров — изделий придворных ремесленников. Причем собственно оружие среди этого набора хоть и важнейший, но не единственный предмет. Это инкрустированные золотом и серебром доспехи, одежда, мужские украшения и аксессуары, а также манускрипты (в частности, учебники фехтования), гравюры и портретные изображения.

Шпага. Голландия, Амстердам, конец XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля
Шпага. Голландия, Амстердам, конец XVII в.
Фото: Музеи Московского Кремля

Хронологические рамки выставки — c XVI по начало XVIII века, хотя самые ранние экспонаты напоминают о еще средневековой традиции «Божьего суда» — поединков, когда победа в бою доказывала, что победитель, в отличие от проигравшего, не солгал. В этот период судебные поединки совершались лишь с разрешения короля. Но позже они перерождаются в дуэли в защиту собственной чести, над которой монарх был не властен. Экспонаты XVI века показывают нам блестящих королей-рыцарей эпохи Ренессанса — императора Карла V и Франциска I, которые громогласно годами бросали друг другу вызов, но так и не встретились на ристалище, а также других французских монархов и их фаворитов — участников знаменитой «дуэли миньонов». Французские портреты, близкие к школе Клуэ, вместо Лувра предоставил Эрмитаж. Мы увидим лица таких прославленных в свое время участников поединков, как безжалостный Гийом Дюпра, барон де Витто или маршал Франции Жан-Батист Бюд де Гебриан. Затем мы оказываемся в XVII веке, когда короли пытаются активно бороться против этого обычая и даже устраивают показательные казни. Панорама феномена дуэлей завершается правлением Людовика XIV, объявившего себя «победителем дуэлей». После его кончины в начале XVIII века дуэльная лихорадка вспыхнет вновь. Но это будет уже совсем другая история дуэлей — новейшая, которую в этом проекте решили не рассказывать.

Музеи Московского Кремля
«Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления»
13 мая — 14 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+