18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Русская «Коллекция» в Центре Помпиду больше не будет прирастать

Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж.  Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим. Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина
Борис Орлов. «Национальный тотем. А.С.Пушкин в маршальском мундире». 1982. Фотомонтаж. Фрагмент. Дар Владимира и Ларисы Фудим.
Фото: Благотворительный фонд Владимира Потанина

Парижский музей отказался от третьего благотворительного транша Фонда Владимира Потанина, предназначенного для пополнения коллекции русского искусства, его изучения и популяризации. Все подаренные прежде произведения останутся в музее

Центр Помпиду приостановил получение пожертвования в размере €586 тыс., которое должно было поступить в музей этой осенью от Благотворительного фонда Владимира Потанина. Транш ожидался в рамках долговременной программы сотрудничества, по которой, как сообщает французская пресса, с 2016 по 2021 год музей уже получил два взноса в общей сложности на €1,3 млн. По сведениям газеты Le Monde, первоначально музей был готов принять третье пожертвование (после того как получил зеленый свет от французских министерств культуры и иностранных дел), однако позже решение было изменено.

Согласно информации издания, назвавшего это пожертвование «источником смущения», годовой бюджет Центра Помпиду на приобретение новых произведений составляет всего €1,8 млн, то есть фонд российского бизнесмена вносил заметный вклад в пополнение коллекции.

Центр Помпиду. Фото: Jean-Pierre Dalbéra
Центр Помпиду.
Фото: Jean-Pierre Dalbéra

Сотрудничество между музеем и фондом стало зримым в 2016–2017 годах, когда в Центре Помпиду прошла выставка советского андерграундного и постсоветского искусства «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Произведения из нее были подарены российскими коллекционерами (среди которых — Инна Баженова, Маргарита Пушкина, Екатерина и Владимир Семенихины, Игорь Цуканов и другие) и приобретены у художников или их наследников — средства на это, а также на организацию выставки, каталог и транспортировку работ во Францию предоставил Фонд Потанина. Отбор 250 произведений осуществила вместе с Николя Люччи-Гутниковым, научным сотрудником Центра Помпиду, вдохновитель всего проекта Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва.

«Пополнение русской коллекции Центра Помпиду — символический акт, направленный на поощрение интеграции русского искусства в живую культуру. Подарив некоторое время назад „Черный квадрат“ Малевича Эрмитажу в Санкт-Петербурге, я хотел совершить символический поступок, и за ним последовало немало пожертвований в фонд этого музея», — цитировала в 2017 году Le Figaro слова Владимира Потанина.

Владимир Потанин. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Потанин.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Благодаря этой акции собрание Центра Помпиду пополнилось картинами ряда художников-нонконформистов 1960-х, утопическими проектами «бумажных архитекторов» 1980-х и соц-артом, работами Эрика Булатова, Андрея Кузькина, Олега Кулика, Михаила Рогинского, арт-групп «Синие носы» и «Что делать». Дарители во главе с Владимиром Потаниным и Ольгой Свибловой стали в 2017 году лауреатами Премии The Art Newspaper Russia в номинации «Личный вклад». Позже выставка «Коллекция!» была дополнена новыми поступлениями («Коллекция+»).

Сейчас на вопрос, намерен ли Центр Помпиду вернуть какие-либо произведения, в музее ответили: «Работы, подаренные Фондом Потанина, принадлежат национальным публичным коллекциям».

Второй платеж в размере около €700 тыс. был использован для поддержания запущенной в 2017 году программы по изучению коллекции. Этот трехлетний исследовательский проект под названием «Россия ХХ век» включал научные симпозиумы, публикации текстов и гранты для молодых исследователей и кураторов, а также ежемесячные конференции «Русские хроники». В планах были перевод на французский язык и издание эссе и статей, написанных художниками, искусствоведами и теоретиками современного искусства, а также изучение наследия нонконформистов, обосновавшихся во Франции начиная с 1970-х годов. Третий денежный транш, намеченный на эту осень, должен был обеспечить финансирование дальнейших инициатив.

Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000». Фото: M.Lasson/Center Pompidou
Вернисаж выставки «Коллекция! Современное искусство в СССР и России, 1950–2000».
Фото: M.Lasson/Center Pompidou

Этот долговременный проект высоко оценили специалисты многих стран. Помимо Премии The Art Newspaper Russia, в 2017 году Владимиру Потанину, Ольге Свибловой, Владимиру Семенихину и Игорю Цуканову, ставшим главными двигателями проекта «Коллекция!», были вручены ордена Почетного легиона. В 2018 году за этот же благотворительный проект Фонд Потанина был отмечен премией Corporate Art Awards, вручение которой проходило в Европейском парламенте в Брюсселе.

На сегодняшний день Владимир Потанин остается одним из немногих российских олигархов, избежавших значительных санкций.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+