Одно из полотен исторической серии Ивана Айвазовского, посвященных событиям Северной войны 1700–1721 годов, реставрируется к юбилейной выставке, которая откроется в Государственном Русском музее к 350-летию первого русского императора. Картина «Петр I при Красной Горке» впервые за свою почти 180-летнюю историю проходит комплексную реставрацию.
Эта работа Айвазовского находится в музее с 1929 года. Почти все это время она экспонировалась в залах, но ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Как рассказали нашему изданию в ГРМ, полотно неоднократно поновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись буквально скрылась под темными слоями лака.
«Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, — говорит Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи. — Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский колорит».
Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию полотен, посвященных морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке. В частности, картина «Петр I при Красной Горке» написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года, когда император, спасая свои корабли от гибели в бурю, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался. За время бытования в музее картина принимала участие во многих выездных выставках. Побывала и в эвакуации. За почти 180 лет авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы, полотно невозможно было накатать на вал. На последнюю выставку в Малаге картину перевозили в специальном контейнере, не вынимая из рамы. После показа в Испании специалисты приняли решение о немедленной реставрации работы.
Первое, что пришлось им сделать, — сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Немало времени ушло на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку. Эта реставрация стала возможна благодаря участию ПАО «Газпром», выделившему средства на необходимые материалы.