18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

После реставрации Петр Великий будет вновь зажигать у Красной Горки

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846.
Фото: Государственный Русский музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Накануне большой выставки, посвященной 350-летию первого российского императора, Русский музей завершает реставрацию исторического полотна кисти Ивана Айвазовского. Знаменитый маринист запечатлел на нем ратный подвиг государя Петра Алексеевича

Одно из полотен исторической серии Ивана Айвазовского, посвященных событиям Северной войны 1700–1721 годов, реставрируется к юбилейной выставке, которая откроется в Государственном Русском музее к 350-летию первого русского императора. Картина «Петр I при Красной Горке» впервые за свою почти 180-летнюю историю проходит комплексную реставрацию.

Эта работа Айвазовского находится в музее с 1929 года. Почти все это время она экспонировалась в залах, но ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Как рассказали нашему изданию в ГРМ, полотно неоднократно поновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись буквально скрылась под темными слоями лака.

«Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, — говорит Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи. — Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский колорит».

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию полотен, посвященных морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке. В частности, картина «Петр I при Красной Горке» написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года, когда император, спасая свои корабли от гибели в бурю, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался. За время бытования в музее картина принимала участие во многих выездных выставках. Побывала и в эвакуации. За почти 180 лет авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы, полотно невозможно было накатать на вал. На последнюю выставку в Малаге картину перевозили в специальном контейнере, не вынимая из рамы. После показа в Испании специалисты приняли решение о немедленной реставрации работы.

Первое, что пришлось им сделать, — сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Немало времени ушло на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку. Эта реставрация стала возможна благодаря участию ПАО «Газпром», выделившему средства на необходимые материалы.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+