Десять лет назад швейцарская часовая мануфактура Audemars Piguet запустила программу по поддержке современного искусства Audemars Piguet Contemporary. Компания спонсирует художественные проекты, созданные с помощью самых разных медиумов — от изобразительного искусства до перформансов. В Audemars Piguet верят, что эта культурная инициатива, вовлекающая деятелей из множества стран, формирует глобальное сообщество творческих личностей.
За время существования Audemars Piguet Contemporary к ней присоединилось 17 художников, было проведено и создано большое количество выставок и произведений. По словам участников, творческая команда программы предоставляет им абсолютную свободу. Еще одна ее особенность заключается в том, что художники не должны оставлять свои работы компании, как, например, нередко бывает в арт-резиденциях.
Деятельность в рамках меценатской программы ведется в двух направлениях. Сначала резиденты реализуют свои проекты в студии Audemars Piguet. Затем раз в два года проводится конкурс, и художественная комиссия Audemars Piguet выбирает одного из них. Победитель получает возможность создать масштабное произведение искусства при участии приглашенного куратора.
В 2022 году Audemars Piguet Contemporary сотрудничает с перформансисткой Александрой Пиричи. Художница выставлялась в павильоне Румынии на 55-й Венецианской биеннале, а также участвовала в ярмарке Art Basel, биеннале Manifesta 10 в Санкт-Петербурге и выставке в лондонском музее Тейт Модерн.
Ее работа, ставшая результатом программы Audemars Piguet Contemporary, была впервые показана публике в качестве специального проекта к выставке «Молоко сновидений», организованной куратором 59-й Венецианской биеннале Чечилией Алемани. Пиричи представила скульптурные интервенции под названием «Энциклопедия отношений», затрагивающие исторические и социальные проблемы. Художница разворачивает свой рассказ во времени, говоря об общественном сознании, истории и искусстве. Перед зрителями возникают «живые скульптуры», которые перемещаются и поют. Перформанс непосредственно перекликается с главной темой биеннале, заданной Алемани. Куратор выбрала в качестве основы книгу художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений», посвященную воображаемому миру, в котором происходит переосмысление жизни.
Пиричи утверждает, что своей работой хотела продемонстрировать симбиоз противоположностей — как два совершенно разных движущихся тела объединяются в пространстве в единый организм, становясь аллегорией всего существования нашего мира. В центре концепции «Энциклопедии отношений» находится воплощение коллективных отношений в биологии и ботанике, между растениями и животными, людьми и технологиями. Произведение отсылает зрителей к музыке, литературе, поэзии и математике, соединяет элементы природы и реального с сюрреалистическим миром. Шесть исполнителей непрерывно перестраиваются, образуя формы и структуры, напоминающие волны, мотивы флоры и фауны. Название произведения неслучайно, поскольку оно задумано как постоянно действующий перформанс, который с течением времени будет включать в себя новые элементы, дополняясь звуками и речью, таким образом отражая многообразие способов составления и наполнения энциклопедии.
Примечательно, что работа Александры Пиричи, созданная при поддержке Audemars Piguet Contemporary, стала единственным перформансом в программе Венецианской биеннале этого года.