Современники называли флорентийского скульптора эпохи Возрождения «мастером из мастеров». Он в таком совершенстве овладел техникой работы с самыми разными материалами, так мастерски добивался иллюзии объема при помощи тончайшей резьбы, так умело передавал весь спектр человеческих эмоций, что, как рассказывает директор флорентийского Палаццо Строцци Артуро Галансино, «его нововведения продолжали влиять на художников на протяжении полутора последующих веков: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо — все они оглядывались на Донателло». Несмотря на это, за последние четыре десятилетия не состоялось ни одной его крупной выставки. «Эпоха Возрождения немного вышла из моды», — говорит Галансино. Эту несправедливость исправляет открывшаяся в марте большая ретроспектива Донателло в Палаццо Строцци и расположенном по соседству Национальном музее Барджелло, которому принадлежит самая выдающаяся коллекция произведений мастера, в том числе статуя Давида (около 1440).
Выставка в измененном виде откроется в Берлинской картинной галерее в сентябре этого года, а затем в Музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2023 году. «Берлинская и лондонская выставки представят собственный взгляд на художника, отличный от нашего. Специалисты, работающие над ними, согласны между собой не по всем вопросам, например в отношении хронологии. Но именно это делает наш проект таким интересным, ведь нас ждет еще очень много открытий!» — отмечает Галансино.
Во флорентийскую экспозицию вошло около 130 работ самого разного размера, от небольших рельефов до огромных бронзовых ворот, и выполненных из различных материалов, будь то бронза, мрамор, терракота, золото или дерево. Среди знаковых произведений художника, представленных на выставке, — барельефы, которые Донателло создал для баптистерия Сан-Джованни в Сиене и базилики Сан-Антонио в Падуе, а также менее крупная религиозная скульптура, расписные деревянные распятия и реликварии из Галереи Уффици, флорентийских базилик Сан-Лоренцо, Санта-Кроче и Санта-Мария Новелла, а также собора в Прато. Среди многочисленных зарубежных институций, предоставивших произведения на выставку, — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, Детройтский институт искусств, нью-йоркский Метрополитен-музей, Музей изящных искусств в Бостоне, парижские Лувр и Музей Жакмар — Андре, лондонская Национальная галерея и Музей истории искусств в Вене. В частности, куратор Детройтского института искусств Алан Фиппс Дарр на этот раз прислал терракотовую скульптуру, которую не привозил во Флоренцию даже на выставку, которую сам курировал в 1986 году.
Множество работ было специально отреставрировано к нынешнему показу.
Это и три барельефа сиенского баптистерия, которые впервые представлены в обновленном виде именно в Палаццо Строцци и лишь после окончания выставки отправятся домой в Сиену, и бронзовые скульптуры современника Донателло Никколо Барончелли из собора Сан-Джорджо в Ферраре.
Вдобавок флорентийская выставка включает множество картин. «Мы демонстрируем, что Донателло влиял не только на своих современников — Брунеллески, Мазаччо, Андреа Мантенью, Джованни Беллини, но его художественное видение доминировало вплоть до появления Караваджо. Ничего подобного никогда раньше не делалось», — рассказывает Галансино.
Над дизайном выставки работал Луиджи Купеллини, который разделил ее на 14 разделов, 11 из которых размещаются в Палаццо Строцци. Это не только рассказ о жизни и творчестве Донателло от рождения до смерти, но и важные акценты на взаимодействии и взаимном влиянии скульптора и его выдающихся современников, таких как Мазаччо, Филиппо Липпи и Андреа Мантенья. Последние три части экспозиции разместились в Музее Барджелло. Одна из них посвящена монументальной скульптуре Донателло, которую нельзя сдвинуть с места (в частности, это «Святой Георгий» и «Давид», отлитые в бронзе в XVI веке).
Куратор флорентийской выставки, профессор истории средневекового искусства в Нормальной высшей школе города Пизы Франческо Кальоти уверен, что творчество Донателло остро нуждается в переоценке. «Это колоссальный художник, более важный, чем Джотто, Рафаэль или Караваджо, потому что он коренным образом перевернул традиции своей эпохи. Донателло полностью порвал с существовавшей традицией, обратился за вдохновением к Античности и Средневековью и, соединив все эти элементы с собственным видением, создал совершенно новый художественный язык». Среди художников, сумевших лучше всего усвоить уроки Донателло, Кальоти называет Мазаччо, Мантенью, а в следующем поколении прежде всего Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Фра Бартоломео, Якопо Сансовино и Бенвенуто Челлини. В конце биографии Донателло в своих «Жизнеописаниях прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» Джорджо Вазари пишет о том, что его друг и ближайший соратник, коллекционер и ценитель искусства монах Винченцо Боргини, оказавшись перед двумя рисунками, сделанными «рукой Донато и Микеланджело Буонарроти», шутливо комментирует на греческом и латыни (а Вазари переводит): «Либо дух Донато действует в Буонаррото, либо дух Буонаррото предвосхищает работу в Донато».
«Давайте вспомним бронзовую статую Давида работы Донателло. Сейчас она экспонируется чуть выше уровня глаз, что создает впечатление, будто вы смотрите на сонного юношу, упершегося глазами в собственные ноги», — объясняет Кальоти. Но эта скульптура изначально располагалась на высокой колонне, и при взгляде с земли Давид «превращался в торжествующего героя, глядящего сверху вниз на флорентийскую публику». «Статуя мне не особенно нравилась, пока я не понял, что все ее искажения сделаны намеренно, пока я не посмотрел на нее снизу, под углом, для которого она создавалась», — говорит куратор.
Кальоти надеется, что на его выставке удастся показать Давида с задуманного Донателло ракурса, установив статую на колонну. По его словам, очень важно изменить представление широкой публики о художнике, потому что многие из его скульптур регулярно фотографировали под неправильным углом, из-за чего в учебниках по истории искусства они выглядят искаженными. Так, знаменитую конную статую кондотьера Гаттамелаты (1453) в Падуе всегда фотографируют сбоку. Но по задумке Донателло на нее нужно смотреть анфас. Все его работы необходимо сфотографировать заново и переосмыслить.
Ни один художник не оставил такого глубокого следа в искусстве XV века, как Донателло, скульптор и архитектор, ставший незаменимым ориентиром для поколений художников, с которыми он щедро делился своими знаниями. Слава о его мастерстве, как и его произведения, широко распространились по Италии — от Тосканы до Венето, Марке, Рима и Неаполя, что сравнимо только с влиянием на итальянское искусство Джотто или впоследствии Рафаэля, Микеланджело и Бернини. Он выработал собственный стиль, который бросал вызов моде и вкусам того времени: художник, начавший работать внутри традиций и канонов средневекового искусства, прошел этап копирования античности, чтобы прийти к новому способу видения и понимания мира. Художник создает скульптурные композиции, в которых верность передачи окружающего мира, реалистическая точность сочетаются с глубоким освоением моделей прошлого. Уникальность мастерства Донателло заключается также в его умении использовать разные материалы в работах, сочетающих ювелирное изящество, лиризм и человечность. Донателло использует мрамор, камень, бронзу, терракоту, дерево, гипс, медную чеканку, папье-маше, стеклянную пасту и керамику, часто сочетает в работах несколько материалов, всегда достигая необычайных выразительных эффектов.
Именно в Национальном музее Барджелло хранится самый значительный в мире корпус работ Донателло, а создание зала Донателло в конце XIX — начале ХХ веков полностью изменило облик превращенной в музей средневековой резиденции подеста — главы городской администрации. В период проведения выставки «Донателло, Ренессанс» к этому залу добавились еще два, в экспозиции которых наглядно продемонстрировано влияние скульптора на его современников и художников следующих поколений, которое утвердило статус Донателло как одного из великих мастеров эпохи Возрождения. Столь большой и сложносоставной выставочный проект стал возможен благодаря тесному сотрудничеству с Артуро Галансино и всей командой Палаццо Строцци, выдающемуся профессионализму куратора Франческо Калиоти и разветвленной сети дружеских связей с наиболее важными музеями мира, которые предоставили на выставку уникальные экспонаты.
Палаццо Строцци и Национальный музей Барджелло
Донателло, Ренессанс
До 31 июля