18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Материализация ностальгии: сельский приют Тарковского на пороге новой жизни

Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В Рязанской области дан старт строительству Международного центра Андрея Тарковского. Деревенский дом, принадлежавший великому режиссеру, станет музеем и местом встреч, а пространство вокруг — ландшафтным парком

Влияние на мировой кинопроцесс выдающегося режиссера Андрея Тарковского, чье 90-летие отмечалось в апреле, огромно. В 2019-м впечатляющая выставка «Свободный полет», проведенная Музеем AZ в Третьяковской галерее, в концентрированном виде представила художественные открытия Тарковского и их долгое эхо в искусстве. Примером такого эха стал оскаровский лауреат нынешнего года — японская лента «Сядь за руль моей машины» режиссера Рюсукэ Хамагути.

В той же степени, в какой имя Пушкина ассоциируется с имением Михайловское, Чехова — с усадьбой Мелихово, а Репина — с домом в Пенатах, имя Тарковского связано с деревней Мясное Путятинского района Рязанской области, что в 320 км на юго-восток от Москвы. В 1970-м режиссер купил здесь кирпичный дом 1919 года постройки. Через год здание сгорело, потом еще пять лет его восстанавливали, расширяли и обживали. Все эти события Тарковский фиксировал в дневнике, изданном в 1992 году книгой «Мартиролог». В Мясном были написаны сценарии «Сталкера», «Зеркала» и «Соляриса». Здесь Андрей Арсеньевич работал над режиссурой спектакля «Гамлет», намечал сюжеты «Ностальгии» и «Жертвоприношения». Образ деревенского дома, что называется, красной линией проходит через все его творчество. В «Ностальгии» в некоторых эпизодах буквально воспроизводятся деревенские пейзажи Мясного. Если хотите узнать, о чем так мучительно вспоминал главный герой ленты — писатель Андрей Горчаков в исполнении Олега Янковского, надо отправляться в Рязанскую область.

Удивительным образом дом Тарковского дошел до наших дней в неизменном виде.

Сюда же из Москвы перевезли кабинет режиссера. Это абсолютно аутентичное место, единственное в своем роде. И тем отраднее, что наконец-то его решили превратить в музей и культурный центр нового формата.

Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980. Фото: Bonhams
Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980.
Фото: Bonhams

Инициаторами выступили Международный институт Андрея Тарковского, возглавляемый его сыном Андреем Тарковским-младшим, и правительство Рязанской области; идею поддержало Министерство культуры РФ. В прошлом году частный владелец передал области 6 га территории под новый центр. Первого марта 2022 года на рабочем совещании у губернатора Николая Любимова была одобрена концепция развития территории — проект молодого архитектурного бюро «Апрель».

Очертания этого проекта уже понятны — и в целом, и во многих деталях. Новый культурный центр стоит в поле, в некотором отдалении от деревни, чтобы не мешать местным жителям. Он представляет собой квадратное в плане здание общей площадью 1,5 тыс. кв. м, облицованное клинкерным кирпичом. Из окон-витрин открываются потрясающие виды на долину реки Пара. Особенно эти виды хороши в закатный час.

Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Все публичные пространства сгруппированы вокруг открытого квадратного двора. Центр совмещает множество функций. Помимо информационно-туристического блока (кафе, магазины, туалеты, зоны отдыха и ожидания), в нем есть постоянная музейная экспозиция с тем самым привезенным из Москвы кабинетом Тарковского, пространство для временных выставок, библиотека и синематека, гостиная с камином и роялем, киноконцертный зал на 100 человек, комната на 15 человек для просмотра фильмов, воркшоп и коворкинг — для функционирования круглогодичной киношколы, а также несколько жилых помещений для арт-резиденции, которую в будущем планируют расширить.

Здание очень деликатно вписано в ландшафт, имеет выход на зеленую кровлю. Это образец именно что современной — экологичной, не доминирующей, функциональной и образной одновременно — архитектуры. Для зрителей предусмотрено полдюжины сценариев посещения, людские потоки разведены так, чтобы никто никому не мешал. Территория вокруг центра зонирована: парковка отнесена на некоторое расстояние, чтобы посетители успевали пройтись по улице, посмотреть на пейзаж вокруг, прежде чем попасть внутрь. Выделены места под большие летние фестивали.

Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Молодые архитекторы из бюро «Апрель» посвятили проекту три года. Они изучили аналогичные институции за границей (центры Арво Пярта в Эстонии, Ингмара Берг­мана на острове Форё в Швеции и Эдварда Грига недалеко от Бергена), проштудировали все книги Тарковского и о нем, просмотрели фильмы режиссера. Они работали в тесном контакте с Андреем Тарковским-младшим, чью роль в проекте трудно переоценить.

Справка
Авторы проекта

Архитектурное бюро «Апрель» (APRELarchitects) основано в Москве в 2019 году четырьмя партнерами: Натальей Бавыкиной, Галиной Волжанской, Михаилом Разумовским и Алексеем Фатькиным. Бюро специализируется на работе с территориями и объектами с большим историко-культурным и символическим потенциалом. В частности, архитекторы принимали участие в разработке мастер-плана Дербента, запуске музея-лаборатории «Шелковая фабрика» в Коломне. У них более трех десятков реализованных проектов. В планах — проект реконструкции рязанской ВДНХ, торгового квартала 1950-х годов с 22 павильонами.

Еще…

«Нам было важно создать проект, который мог бы понравиться самому Андрею Арсеньевичу, — рассказывает управляющий партнер бюро «Апрель», архитектор Михаил Разумовский. — Мы находились с режиссером во внутреннем диалоге и соотносили свои решения с его философией и мировоззрением. Тарковский не любил больших помпезных пространств — и мы создали камерные, уютные, аскетичные интерьеры. Тарковскому нравилась японская архитектура, которая в малом отражает большое, — и мы тоже руководствовались этим принципом. Так, важной составляющей архитектурного образа стал внутренний двор. Мы тем самым пустили природу внутрь здания, создали особое медитативное настроение, которое есть и в фильмах Тарковского».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+