18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Материализация ностальгии: сельский приют Тарковского на пороге новой жизни

Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В Рязанской области дан старт строительству Международного центра Андрея Тарковского. Деревенский дом, принадлежавший великому режиссеру, станет музеем и местом встреч, а пространство вокруг — ландшафтным парком

Влияние на мировой кинопроцесс выдающегося режиссера Андрея Тарковского, чье 90-летие отмечалось в апреле, огромно. В 2019-м впечатляющая выставка «Свободный полет», проведенная Музеем AZ в Третьяковской галерее, в концентрированном виде представила художественные открытия Тарковского и их долгое эхо в искусстве. Примером такого эха стал оскаровский лауреат нынешнего года — японская лента «Сядь за руль моей машины» режиссера Рюсукэ Хамагути.

В той же степени, в какой имя Пушкина ассоциируется с имением Михайловское, Чехова — с усадьбой Мелихово, а Репина — с домом в Пенатах, имя Тарковского связано с деревней Мясное Путятинского района Рязанской области, что в 320 км на юго-восток от Москвы. В 1970-м режиссер купил здесь кирпичный дом 1919 года постройки. Через год здание сгорело, потом еще пять лет его восстанавливали, расширяли и обживали. Все эти события Тарковский фиксировал в дневнике, изданном в 1992 году книгой «Мартиролог». В Мясном были написаны сценарии «Сталкера», «Зеркала» и «Соляриса». Здесь Андрей Арсеньевич работал над режиссурой спектакля «Гамлет», намечал сюжеты «Ностальгии» и «Жертвоприношения». Образ деревенского дома, что называется, красной линией проходит через все его творчество. В «Ностальгии» в некоторых эпизодах буквально воспроизводятся деревенские пейзажи Мясного. Если хотите узнать, о чем так мучительно вспоминал главный герой ленты — писатель Андрей Горчаков в исполнении Олега Янковского, надо отправляться в Рязанскую область.

Удивительным образом дом Тарковского дошел до наших дней в неизменном виде.

Сюда же из Москвы перевезли кабинет режиссера. Это абсолютно аутентичное место, единственное в своем роде. И тем отраднее, что наконец-то его решили превратить в музей и культурный центр нового формата.

Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980. Фото: Bonhams
Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980.
Фото: Bonhams

Инициаторами выступили Международный институт Андрея Тарковского, возглавляемый его сыном Андреем Тарковским-младшим, и правительство Рязанской области; идею поддержало Министерство культуры РФ. В прошлом году частный владелец передал области 6 га территории под новый центр. Первого марта 2022 года на рабочем совещании у губернатора Николая Любимова была одобрена концепция развития территории — проект молодого архитектурного бюро «Апрель».

Очертания этого проекта уже понятны — и в целом, и во многих деталях. Новый культурный центр стоит в поле, в некотором отдалении от деревни, чтобы не мешать местным жителям. Он представляет собой квадратное в плане здание общей площадью 1,5 тыс. кв. м, облицованное клинкерным кирпичом. Из окон-витрин открываются потрясающие виды на долину реки Пара. Особенно эти виды хороши в закатный час.

Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Все публичные пространства сгруппированы вокруг открытого квадратного двора. Центр совмещает множество функций. Помимо информационно-туристического блока (кафе, магазины, туалеты, зоны отдыха и ожидания), в нем есть постоянная музейная экспозиция с тем самым привезенным из Москвы кабинетом Тарковского, пространство для временных выставок, библиотека и синематека, гостиная с камином и роялем, киноконцертный зал на 100 человек, комната на 15 человек для просмотра фильмов, воркшоп и коворкинг — для функционирования круглогодичной киношколы, а также несколько жилых помещений для арт-резиденции, которую в будущем планируют расширить.

Здание очень деликатно вписано в ландшафт, имеет выход на зеленую кровлю. Это образец именно что современной — экологичной, не доминирующей, функциональной и образной одновременно — архитектуры. Для зрителей предусмотрено полдюжины сценариев посещения, людские потоки разведены так, чтобы никто никому не мешал. Территория вокруг центра зонирована: парковка отнесена на некоторое расстояние, чтобы посетители успевали пройтись по улице, посмотреть на пейзаж вокруг, прежде чем попасть внутрь. Выделены места под большие летние фестивали.

Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Молодые архитекторы из бюро «Апрель» посвятили проекту три года. Они изучили аналогичные институции за границей (центры Арво Пярта в Эстонии, Ингмара Берг­мана на острове Форё в Швеции и Эдварда Грига недалеко от Бергена), проштудировали все книги Тарковского и о нем, просмотрели фильмы режиссера. Они работали в тесном контакте с Андреем Тарковским-младшим, чью роль в проекте трудно переоценить.

Справка
Авторы проекта

Архитектурное бюро «Апрель» (APRELarchitects) основано в Москве в 2019 году четырьмя партнерами: Натальей Бавыкиной, Галиной Волжанской, Михаилом Разумовским и Алексеем Фатькиным. Бюро специализируется на работе с территориями и объектами с большим историко-культурным и символическим потенциалом. В частности, архитекторы принимали участие в разработке мастер-плана Дербента, запуске музея-лаборатории «Шелковая фабрика» в Коломне. У них более трех десятков реализованных проектов. В планах — проект реконструкции рязанской ВДНХ, торгового квартала 1950-х годов с 22 павильонами.

Еще…

«Нам было важно создать проект, который мог бы понравиться самому Андрею Арсеньевичу, — рассказывает управляющий партнер бюро «Апрель», архитектор Михаил Разумовский. — Мы находились с режиссером во внутреннем диалоге и соотносили свои решения с его философией и мировоззрением. Тарковский не любил больших помпезных пространств — и мы создали камерные, уютные, аскетичные интерьеры. Тарковскому нравилась японская архитектура, которая в малом отражает большое, — и мы тоже руководствовались этим принципом. Так, важной составляющей архитектурного образа стал внутренний двор. Мы тем самым пустили природу внутрь здания, создали особое медитативное настроение, которое есть и в фильмах Тарковского».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+