18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Старообрядцы в объективе художника Федора Телкова

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фотограф и художник Федор Телков несколько лет снимал быт старообрядческих общин современной России. Результатом стала выставка «Право веры» в Московском музее современного искусства

Автор погружается в жизнь религиозных общин, переживших столетия преследований и репрессий. Значительная часть старообрядцев, не признавших литургические реформы патриарха Никона, отправилась в Сибирь, кто-то уехал в Америку и Бразилию.

Чтобы получить доступ к старообрядческим общинам, фотографу пришлось несколько лет выстраивать с ними доверительные отношения. В 2016 году он начал фиксировать на камеру их повседневную жизнь в отдаленных таежных поселениях. Источником вдохновения, по словам самого Телкова, послужили фотографии старообрядцев, сделанные Максимом Дмитриевым в начале ХХ века. «Я хотел показать традиции, в которых почти ничего не поменялось за последние 100 лет, чтобы зритель засомневался, когда именно были сделаны эти фото», — объясняет Телков. Для достижения такого эффекта он делает низкоконтрастные черно-белые снимки, используя естественное освещение и длинную выдержку.

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA

На фотографиях Телкова мы видим группу людей, объединенных одной верой, неподвластной времени, которой чужд современный мир. На одном из снимков фотограф запечатлел, как молодые мужчины несут деревянный крест в лесном полумраке. На фотографии с эффектом сепии видно, как луч заходящего солнца высвечивает очертания креста, вырезанного просто и без изысков.

Федор Телков признается, что с детства чувствовал себя чужаком, потому что его семья не была похожа на остальные. Многие жители его района в Нижнем Тагиле тогда работали инженерами на огромном Уралвагонзаводе, а его отец был писателем и какое-то время владел местным издательством. После распада Советского Союза завод уже не действовал в прежних масштабах и город стал довольно депрессивным местом. В проекте 2014 года «Потомки мечты» Телков фиксирует мрачные улицы и людей с уставшим взглядом. Фотопроекты «Урал мари. Смерти нет» (2017–2019) и «Семья. Тайга. Олень» (2020) рассказывают об ассимилировавших в советский период коренных народах. С портретов на нас глядят кажущиеся чужеземными лица разных возрастов, помещенные Телковым в городской контекст. Есть и те, кто решил вернуться в привычные для них условия жизни в тайге. «Люди с Севера лучше адаптируются к незнакомой обстановке. У них есть что-то, чего нет у обычных людей, живших в советской системе», — говорит фотограф.  

Впервые опубликовано в Russian Art Focus №40

Московский музей современного искусства
«Федор Телков. Право веры»
До 19 июня

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+