Согласно Госкаталогу Музейного фонда РФ, в нашей стране 2570 музеев, 1351 из них (или 52%) — музеи муниципальные, находящиеся в юрисдикции органов местного самоуправления, 852 институции из этого числа — музеи краеведческие. На государственном уровне принято решение реформировать эту гигантскую и важную капиллярную сеть. На реализацию проекта выделено 4,5 млрд руб., их планируют истратить в ближайшие три года. На первом этапе изменения коснутся порядка 600 музеев. В прошедшем и нынешнем году примерно каждые два месяца Министерство культуры РФ совместно с Ростуризмом проводит в разных точках страны конференции, чтобы точнее и полнее донести до музейщиков смысл и цель реформы. В подмосковном Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» 13–15 апреля прошла конференция «Музейные маршруты России». На ней были оглашены новые стандарты, которые в ближайшее время будут введены в тысячах российских музеев.
Предыстория этих изменений такова. В 2015 году в правительстве РФ озаботились (словами эксперта Ростуризма Александра Гагарина) «импортозамещением» в сфере туризма — заграничными путешествиями, на которые россияне тратят миллиарды долларов, — и решили разработать национальные туристические маршруты, а для этого провели ревизию и анализ точек туристического притяжения. В результате выяснилось очевидное: большинство российских региональных, и особенно муниципальных, музеев морально устарели, в своем нынешнем виде они никак не могут заинтересовать современных зрителей и, следовательно, быть драйверами туризма и экономического возрождения регионов.
Советский краеведческий музей сам по себе культурный феномен. В 2021 году Музей Москвы сделал большую выставку-деконструкцию «Уберите чучело лисы», посвященную 100-летию краеведения и, как писали кураторы, «призванную развеять ностальгический флер вокруг музея краеведения». В СССР существовали жесткие инструкции, как такие музеи создавать, и, находясь в разных точках страны, они все были похожи, как клоны: в них были разделы о местной флоре и фауне, экскурс в доисторические времена, сравнительный показ ужасов царизма и достижений социализма.
Что же должно прийти им на смену? Коротко говоря, музеи, экспозиции в которых строятся вокруг локальных феноменов: выдающихся личностей, местных промыслов, уникальных природных явлений. Музей должен презентовать локальную идентичность и местный бренд. Наверное, это легче написать, чем сделать.
Директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов представил в своем докладе «дорожную карту»: какие есть типичные проблемы и как их можно решить. Помимо устаревших и вялых экспозиций, перегруженных разного рода артефактами, в муниципальных музеях, как правило, нет и намека на культуру гостеприимства, не ведется активной выставочной работы. Есть и более глубокие структурные проблемы: не хватает площадей (входных зон, мест хранения, выставочных залов и пространств для служебных нужд), дефицит выставочного и хранительского оборудования (свет, мультимедиа, специальные учетно-хранительские программы), сложно с кадрами — реставраторами и кураторами, штатным расписанием не предусмотрены десятки необходимых должностей, как, например, эсэмэмщик и ответственный за инклюзию. Внутри коллективов отсутствует мотивация, а у директоров часто нет ясной картины будущего.
Чтобы распутать этот клубок, надо создавать учебные центры в регионах, финансировать курсы переподготовки, создать разъездной пул менторов. И главное — донести проблему до мэров городов и губернаторов. Без поддержки местной власти никакая реформа невозможна. Процветающие музеи и, как следствие, активный туризм должны стать одним из KPI (ключевой показатель эффективности) работы губернаторов. В качестве положительного примера приводили Тульскую область, чей губернатор Алексей Дюмин окружает заботой десятки музеев, а в Туле построил целый музейный квартал.
О новом «Модельном стандарте для краеведческих музеев» рассказала директор Российского этнографического музея Юлия Купина. Собственно, этот стандарт и предполагает расширение площадей, тотальную компьютеризацию, современный экспозиционный дизайн, активный маркетинг, образовательные программы, инклюзию — все то, что уже внедрили и апробировали музеи столичные и что сейчас распространяют на все музеи страны. Единственно, всех этих благ нельзя ждать пассивно — правительство рассчитывает на музейные инициативы на местах. Примеры инициатив уже есть, но они немногочисленны.
О культуртрегерской деятельности Ярославского художественного музея (ЯХМ) рассказала его директор Алла Хатюхина. ЯХМ стал методологической базой для семи музеев области, пригласив на переподготовку более сотни специалистов. Их учат работать в проектном формате: формировать банк идей, подавать заявки на гранты, привлекать экспозиционных дизайнеров, заниматься маркетингом. В 2019-м слушатели этой программы подготовили десять проектных заявок, три из которых были поддержаны грантами и воплощены в жизнь. Это «История на колесах. Без вины виноватые» в Музее советской эпохи в Рыбинске, «Кацкари. Обретение имени» в Этнографическом музее кацкарей в деревне Мартыново, «Наше советское детство. Семья Кругловых» в краеведческом музее города Любим. Прошедшие переподготовку музейщики, получив навыки поиска дополнительного финансирования, подали 33 заявки в областные и муниципальные фонды, и 8 проектов было поддержано!
Нельзя также не упомянуть Благотворительный фонд Потанина и его программу «Меняющийся музей в меняющемся мире», которая в следующем году отметит 20-летие. Музейная учеба в Ярославле тоже проходит при поддержке этого фонда.
Насколько действенной может быть популяризация музейной работы через интернет, рассказал директор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов. За пять лет, с 2017 по 2022 год, количество подписчиков музейных страниц в соцсетях увеличилось с 7 тыс. до 40 тыс., посещаемость музейного сайта возросла с 84 тыс. просмотров в 2017-м до 208 тыс. в 2021-м, а количество отзывов о музее в «Яндексе» подскочило с 500 до 3,2 тыс. В том числе и поэтому средняя посещаемость выставок увеличилась в пять раз: с 20 тыс. до 100 тыс.
Конечно, не все так радужно: часть докладов на конференции трудно было слушать по причине бюрократического языка выступавших. Любое смелое начинание можно убить формальным подходом, превратить в показуху для галочки. Но, в принципе, усилия государства по реформированию музеев нельзя не поддерживать.
В Министерстве культуры музейную реформу курирует статс-секретарь — заместитель министра Алла Манилова. Она сформулировала цель так: «Наша общая задача — сделать региональные и муниципальные музеи известными в масштабах страны. Каждый музей должен формировать спрос на себя — свои выставки и события».