18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Энциклопедию женской жизни составили в Серпухове

Константин Маковский. «Портрет девушки». 1880-е гг. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Константин Маковский. «Портрет девушки». 1880-е гг. Фрагмент.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Более 100 женских портретов на выставке «Незабываемые» в Серпуховском художественном музее дополнены предметами быта, звуками и ароматами. Работы, прибывшие из музеев и частных коллекций, сгруппированы в разделы, демонстрирующие роли и статусы женщин

Выставка, объединившая более 100 произведений живописи, графики и скульптуры (последняя включается в проекты нечасто) из музеев Москвы и Подмосковья, открылась на все лето в Серпухове. Пожалуй, впервые в подмосковном музее, за исключением разве что гораздо более близкого к столице Нового Иерусалима, показывают такой большой, сложный и многосоставный проект. В нем принимает участие не только хозяин площадки — Серпуховский историко-художественный музей, но и Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Государственный музей-заповедник А.П.Чехова «Мелихово», Музей МХАТ, частные коллекции Коншиных и Сергея и Татьяны Подстаницких, а также Культурный фонд «Кобзон».

Абрам Архипов. «Крестьянская девушка». 1915. Фрагмент. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Абрам Архипов. «Крестьянская девушка». 1915. Фрагмент.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

В девяти залах изображения сгруппированы в 16 тематических разделов, демонстрирующих роли и статусы женщин: муза, подруга жизни и мать, кокетка и книгочейка, крестьянка, фабрикантша или императрица. Среди самых заметных работ — нежная «Кружевница» (1823) Василия Тропинина, выданная из московского музея его имени, разбитная «Цыганка» (1886) Николая Ярошенко, гитаристка Константина Коровина. Женщины на выставке не только пассивные модели, но и авторы — тут роль звезды, несомненно, принадлежит Наталии Гончаровой, ее крестьянский «Хоровод» (1910) и примитивистская, на желтом фоне «Женщина с папиросой» (1910) представлены из коллекции самого серпуховского музея. В целом хронологические рамки экспозиции охватывают три века — с XVIII по ХХ.

Василий Тропинин. «Кружевница». 1823. Фрагмент. Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Василий Тропинин. «Кружевница». 1823. Фрагмент.
Фото: Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Живопись и графика на выставке дополнены произведениями декоративно-прикладного искусства, среди которых шкатулка для драгоценностей, флаконы для духов, портбукет — аксессуар, в который закреплялся цветок или букетик, чтобы носить их на платье или держать в руках на балу. Представлены также веер конца ХIХ века на деревянных пластинах с ажурной резьбой и черным атласным, расписанным гуашью экраном, изящ­ные сумочки-ридикюли, бисерный вязаный кошелек с цветочным узором, записная книжка в бархатном переплете с золотным шитьем, платья и дамская мебель. Экспозиция дополнена не только мультимедиа (что, пожалуй, сейчас уже обязательное требование к современной крупной выставке), но и звуками и запахами.

Наталия Гончарова. «Женщина с папиросой». 1910. Фото: Серпуховский историко-художественный музей
Наталия Гончарова. «Женщина с папиросой». 1910.
Фото: Серпуховский историко-художественный музей

Проект проходит под покровительством министра культуры Подмосковья Елены Харламовой, которая в приветственном слове отметила, что женщины не только «украшают, создают, воспитывают», но и «правят». Можно сказать, выставка сделана женщинами о женщинах: инициировала проект директор серпуховского музея Жанна Алейникова, а куратором выступила Мария Санти.

Примечательно, что расположен музей в особняке одной из самых выдающихся женщин Подмосковья, Анны Мараевой, серпуховской купчихи первой гильдии, фабрикантши, видной деятельницы старообрядчества, коллекционерши старинных книг и икон. Специально к выставке был отреставрирован изящный секретер с инкрустацией в технике маркетри из собрания Мараевой.  

Серпуховский историко-художественный музей
«Незабываемые»
До 21 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+